Администрация городского округа Тольятти

официальный портал

3.4. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И БАЛАНС ТЕРРИТОРИИ

3.4. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И БАЛАНС ТЕРРИТОРИИ 

В генеральный план до 2015г. закладывается Концепция экологической безопасности и устойчивого развития города.

По данным Всемирной организации здравоохранения существует 20 критериев устойчивого развития. На самом деле их значительно больше. Для краткости и простоты изложения выделим четыре взаимосвязанных друг с другом критерия и интерпретируем их для целей градостроительства.

1. Демографическая составляющая устойчивого развития города – это превышение естественного прироста населения над механическим, а соответственно рождаемости над смертностью.

В настоящее время ситуация складывается следующим образом.

Рождаемость детей на 1 тысячу жителей ------- 1992 – 11,2 д/т.ж., а 2000г. - 8,1 д/т.ж.

Смертность человек на тысячу жителей ------- 1992 – 7,1 ч/т.ж., а 2000-г. – 9,5 ч/т.ж. т.е. превышение смертности над рождаемостью составляет 1,4 ч/т.ж. (с минусом).

Механический прирост за тот же период ------- 1992 - 18,2 ч/т.ж., а 2000 - 5,5 ч/т.ж..

Приводя эти цифры к абсолютным показателям можно сказать, что в 1992 году население прирастало по 12-13 тыс. в год, а в 2000г. упало до 3 тыс. в год, что конечно не в пользу устойчивого развития города.

Для устойчивого развития необходимо чтобы показатели естественного прироста выровнялись или превысили показатели механического прироста. Расчетным путем установлено, что это произойдет именно к 2015 году и составит 3 тыс. в год – естественный прирост и 2,6 тыс. в год – механический. При этом, численность населения города возрастет к 2015 году с 740.0 до 820.0 тыс. жителей, т.е. на 80 тыс. жителей.

Но даже эти, относительно скромные показатели роста численности населения возможны только при наличии и возрастании трех последующих составляющих устойчивого развития города (экологической, социальной и экологической).

2. Социально-экономический критерий.

В условиях, когда у нас нет данных по структуре и динамике доходов населения, опосредованным показателем экономической составляющей устойчивости становится занятость или рабочие места.

Среднестатистические (ориентировочные) размеры этих показателей следующие:

50% (ко всему населению) – это работающие (зарплата), а из них 30% - градообразующие и 20% - градообслуживающие группы дееспособного населения.

При этих условиях создаются предпосылки экономически устойчивого развития города.

Под влиянием объективных причин данный показатель в целом снизился до 46,6% (340 тыс. раб.) и соотношение градообразующей и градообслуживающей группы изменилось как 27,5% (200 тыс. раб.) к 19,1% (140 тыс. раб.).

Применительно к прогнозной численности 820 тыс. жителей данное соотношение может быть выровнено до 30% (245 тыс. раб. – гр. образ.) и 23% (190 тыс. раб. – гр. обслуж.), а в целом 53% (435 тыс. раб.), что отвечает критериям устойчивого развития.

Однако, если сегодня уже образовался контингент безработных равный » 8 тыс. трудящихся, то в перспективе он может увеличиться до 15 тыс. труд. – это резерв трудоспособного населения. Данное обстоятельство заставляет энергично думать о создании новых рабочих мест (малый и средний бизнес, технопарки, индивидуальная трудовая деятельность и др.). Такие предложения существуют (см. схему).

3. Социальная составляющая устойчивого развития города.

Здесь наибольшее количество нормативных критериев (школы, д/с, д/я, инж. инфрастр., дороги, соцкультбыт и др.). Но наиболее существенным (приоритетным) является: средняя обеспеченность жителей жильем.

По первому критерию речь идет о предоставлении каждой семье отдельной квартиры или дома. При каких показателях обеспеченности это возможно? Специально проведенные расчеты показали, что достичь этого возможно при 20 мІ/чел. (обеспеченность жильем). Существующая обеспеченность – 17 мІ/чел. (при наличие сдвоенных, строенных семей и др.)

Объемы жилищно-гражданского строительства по годам начиная с 1995 года резко упали до 76 тыс. мІ/год, а затем к 2000 году возросли до 194 тыс. мІ/год.

Достичь среднего показателя по городу обеспеченности жильем в 21 мІ/жит. возможно при объемах строительства в 350 тыс. мІ/год. За 15 лет это прибавит к существующему жилому фонду (12 660 тыс. мІ) еще 4 515 тыс. мІ (в сумме это даст 17 175 тыс. мІ, что и выводит на норму в среднем по городу в 21 мІ/чел).

Учитывая, что речь пойдет практически об освоении новых площадок, а следовательно об инженерном оснащении территории, то с точки зрения капитальных затрат вряд ли возможно еще большее увеличение объемов строительства.

Так, средняя себестоимость 1 мІ (с учетом дорог, магистральных инженерных сетей, соцкультбыта) будет равна $500, а 3.750 тыс. мІ соответственно $18.75 млн. или 5,6 млрд. рублей. Все это потребует большой работы по привлечению инвесторов к реализации жилищной программы.

Такова реальная цена вопроса.

4. Экологическая безопасность.

Что касается критерия экологической безопасности, то здесь, мы базируемся и развиваем принятую Городской думой в 1995 году Концепцию экологической безопасности и устойчивого развития г. Тольятти, в которой цели, задачи и механизмы прописаны достаточно подробно.

Прежде всего, это связано с наличием и возможностью развития природного каркаса (комплекса) города. Критерием здесь служит существующее соотношение застроенных и открытых (в т.ч. зеленых) пространств. По данным ВОЗ оно не должно превышать 70 к 30% (озелененных), а такая норма зелени в границах селитебной застройки – 16 мІ/чел.

Современное соотношение застроенных и открытых (в т.ч. озелененных) пространств составляет соответственно 51,4% и 48,6%. При этом, центральный зеленый массив – земли лесного фонда, приобрели статус муниципальных лесов, т.е. существует резерв открытых пространств (земли с/х использования), для территориального развития города и формирования природного (экологического) каркаса. Так, в пределах городской черты современная структура земель выглядит следующим образом:

  • Жилая и общественная застройка – 4,17 тыс. га;
  • Земли общего пользования (дороги, парки, скверы) – 1,56 тыс. га;
  • С/х земли – 7,25 тыс. га;
  • Лесного фонда – 8,04 тыс. га;
  • Промышленные площади – 7,16 тыс. га;
  • Прочие территории – 3,3 тыс. га;

ИТОГО: 31,48 тыс. га

Внутриселитебный норматив озеленения (16 мІ/чел.) тает на глазах в результате развившийся за последние годы практикестроительства за счет уплотнения микрорайонов.

Второй важный экологический показатель устойчивого развития города – здоровье населения, который напрямую связан с загрязнение природного комплекса города.

Установлено, что общий уровень заболеваемости за 10 лет вырос на 20% и выше средне российских в 1,5 – 2 раза. Это очень тревожный синдром роста заболеваемости.

Несмотря на то, что все болезни всех групп населения наблюдаются на всей территории города, приоритетом в общей структуре заболеваемости являются болезни органов дыхания (76%), в основном это жители Центрального района.

Отсюда прямая связь с загрязнением атмосферного воздуха. Так, от стационарных источников выбросов на Центральный район (Северный промузел) приходится 63%, Автозаводский – 26,2%, Комсомольский – 10,8%. А общий объем выбросов в атмосферу – 170 тыс. тонн/год.

Первое на что в этой связи обращается внимание в генплане – формирование санитарно-защитных зон вокруг основных крупных промрайонов (ВАЗ, Северный и Восточный Азот). При этом, отношение к ним разное.

На ВАЗе зона загрязнения совпадает с СЗЗ и нормативными показателями. Потому СЗЗ ВАЗа носит устойчивый изначально спланированный характер.

В Северном промрайоне напротив, зона загрязнения выходит за пределы предполагаемой границы СЗЗ. При этом, в нее изначально попадает территория Центрального района. Как санитарно-защитная зона здесь утрачивает свой смысл. К тому же, Северный район – это самый крупный источник загрязнения. Здесь по отдельным ингредиентам загрязнение достигает 28,5 ПДК. Поэтому в Северном районе нужна программа локализации основных источников загрязнения.

Восточная промплощадка удалена на значительное расстояние от селитьбы и поэтому СЗЗ здесь носит в достаточной мереформальный характер.

Анализ загрязнения природного комплекса и выявления на плане города планировочных ограничений предопределил возможность формирования экологического (природного) каркаса города.

В генплане предлагается суммировать экологический (природный) каркас города из 4-х основных элементов:

  1. Лесопарковый защитный пояс (ЛПЗП) – вокруг города с частичным выходом на территории Ставропольского района » 11,0 тыс. га;
  2. Центрального лесного массива (земли Лесного фонда) » 7,0 тыс. га;
  3. Прибрежной полосы рекреационного назначения, расположенной в водоохранной зоне » 1,0 тыс. га;
  4. Системы общегородских бульваров и парков, соединяющих три главных элемента экологического каркаса города.

Ядром экологического каркаса станет центральный лесной массив, вокруг которого создается буферная зона, с крайне ограниченным режимом использования территории под застройку (4-5 категории). 

Наряду с экологическим (природным) каркасом в генплане предлагается достройка транспортного каркаса.

Здесь, наряду с реконструкцией и достройкой Северной обходной магистрали и Южной (вдоль берега) рекреационной предлагается завершение двух продольных общегородских магистралей (Южное шоссе и «Лесная» дорога) с выходом на федеральную дорогу М-5 и двух поперечных общегородских магистралей (существующий Московский проспект и новый проходящий по улицам Промышленной, Голосова, через лес и улицу Лизы Чайкиной в Комсомольском районе). Предлагается также более развитая сеть районных дорог. Наибольшие споры вызывает предлагаемое строительство «Лесной» дороги. Мнение проектировщиков, что данная дорога нужна в принципе – не сегодня так завтра (через 10-15 лет). Тому причиной - резкий рост автомобилизации. Сегодня уже 250-280 машин/тыс.жит., а через 10 лет – 350- 400 машин/тыс.жит. Как следствие, возрастание интенсивности движения на дорогах и пробки.

Но при этом, не следует забывать, что существуют и более важные – первоочередные задачи. Поэтому, в генплане предлагается первым делом сосредоточить внимание на реконструкции Южного шоссе и достройки отдельных отрезков обходной (грузовой) автомагистрали.

Объединяет эти два каркаса (экологический и транспортный) наполовину уже образованный центрально-городской каркас. В Автозаводском районе элементом центрального городского каркаса является изначально запланированная эспланада, которую по мере приближения к берегу еще необходимо достроить объектами общегородского назначения.

В Центральном районе - это улица Ленина, которую необходимо обстраивать жилыми домами повышенной этажности и насыщать учреждениями общегородского назначения. Предлагается также, продлить улицу Ленина бульваром, до выхода к р. Волге.

Выход к Большой воде важен по двум причинам. Во-первых, таким путем предлагается объединить Центральный и Комсомольский районы, а во-вторых, это положит начало формированию общегородского бульвара вдоль воды (выполаживание, террасирование, благоустройство и др. мероприятия по формированию береговой полосы).

Именно на этих двух осях (центрально-жилых) необходимо сосредоточить основной объем общественного обслуживания.

С севера по обе стороны Южного шоссе (по 100 м) формируется центральная административно-деловая ось, вбирающая в себя объекты торговли, многофункциональных комплексов малого и среднего бизнеса, многоэтажных жилых зданий с обслуживанием и др.

И наконец, на юге, вдоль побережья формируется центрально-рекреационная ось, насыщенная домами отдыха, санаториями, комплексами спортивного назначения и др. Застройка жилыми домами здесь не предполагается.

На плане четыре обозначенные оси образуют композиционный квадрат («ринг») связывающий Автозаводский, Центральный и Комсомольский районы воедино. В границах буферной зоны вокруг лесного массива предполагается создание системы парков (аквапарк, зоосад, ботанический парк, горнолыжный центр и др.).

Предпосылкой к формированию такой структуры (компактной) послужил комплексный анализ и оценка территории, выраженная в стоимостных показателях затрат и потерь при размещении 42 базовых функций по территории города.

В ходе работы разработан алгоритм и создана математическая программа комплексной оценки территории. Эта работа была успешно проведена и дважды доложена в Тольятти.

Однако, из анализа были сделаны следующие выводы. Как видно на картах, оценки, наиболее ценные в градостроительном отношении территории располагаются вокруг лесного массива между Центральным и Автозаводским районами. Кроме того, на картах хорошо видны проявления относительной обособленности трех городских районов и тенденции к их срастанию (а соответственно выравниванию уровня жизни). Именно этой цели и отвечает предложение о формировании центрально-городского каркаса.

Заданная структура определила территории будущей застройки города. Из них два участка – планировочных района являются приоритетными. Это Северный, сориентированный на связку Автозаводского и Центрального районов и Западным (за Московским проспектом) – нацеленным на перспективу развития города до и за приделами 2015 года.

В первом случае (Северный) участок занимает самую большую территорию – 250,0 га (население 40,0 тыс. жит.).

В составе Северного планировочного района выделяются территории под: 1. Многоэтажную застройку площадью 20 га (5,7 тыс. жит.) и общим объемом жилищно-гражданского строительства – 1 300 тыс. мІ; 2. 2-4 этажную блокированную застройку 130 га (30,0 тыс. жит.) – 690,0 тыс. мІ. Данное направление территориального развития является приоритетным в силу близости коммуникаций объектов соцкультбыта и транспортной доступности и направлено на соединение Автозаводского и Центрального районов.

Вторым по значимости направлением является освоение участка за Московским проспектом. Здесь под: 1. Многоэтажную застройку отводиться 205 га (60,0 тыс. жит.) – 1 375,0 тыс. мІ; 2. Среднеэтажную блокированную застройку 3-7 этажей в кварталах 36,38 – 64,3 га (14,3 тыс. жит.) – 400,0 тыс. мІ.

Последняя группа участков относится к Комсомольскому району. В частности речь пойдет об обстройке п. Жигулевское море многоэтажными домами 8,5 га (2,5 тыс. жит.) – 58,0 тыс. мІ и по ул. Коммунистической 3-7 этажной блокированной застройке – 15,0 га (4,0 тыс. жит.) – 92,0 тыс. мІ.

В целом по городу (по всем обозначенным участкам) предполагается застроить территорию в 816,0 га (184,0 тыс. жит.) – 4 515 тыс. мІ.

Из 184,0 тыс. жит. абсолютно новое население составит 80 тыс. жит., а остальное – 104,0 тыс. жит. – это улучшение жилищных условий для существующего населения. При обеспеченности в 23 мІ/чел. на новых участках, средняя обеспеченность будет 20,8 мІ/чел. Такого результата удастся достигнуть при среднегодовых вводах жилья 347,0 тыс. мІ/год.

Принципиально важным является вопрос о структуре жилья, т.е. из чего строить. Город в основном застроен панельными домами (сер.121,90 и др.) и это понятно. Таково было требование времени – строить быстро и много. В результате город представляет собой однообразную картину. Сегодня представляется возможным переосмыслить эту ситуацию. Конечно нужны многоэтажные индустриальные дома с малогабаритными квартирами. Их необходимо совершенствовать по всем параметрам и примеры тому есть (напр. 90 серия). За последние годы интенсивно развивалось и индивидуальное (коттеджное) строительство. К тому же Центральный район изначально был застроен наполовину частными домами. Но между многоэтажной и индивидуальной застройкой со временем образовалась «ниша» - мало- и среднеэтажного сблокированного жилья. Возникла необходимость в разработке новой серии домов.

Проектировщики сделали такое предложение. Это 2 квартала (36 и 38) мало- и среднеэтажной застройки от 2-4 до 7 этажных домов, применяемых в отдельных случаях для закрепления угловых решений.

Местоположение этих 2-х кварталов хорошо известно – южная часть территории за Московским проспектом, на продолжении улиц Фрунзе с севера, Приморского бульвара с юга и магистрали Н-44 с запада.

В отличие от прежних подходов к домостроению, здесь сначала проектировщики предложили удобное планировочное решение, а затем под него разработали блок-секции. В само планировочное решение заложено три принципа – создание дворовых пространств внутри жилой группы на 1 тыс. жит с детскими садами и подземными стоянками; формирование единого пешеходного общественного пространства – бульвара и разделение пешеходов от транспорта.

На существующий нормативной базе и при определенном соотношении мало и среднеэтажных блок-секций удалось достигнуть высокой плотности застройки – 200-250 чел/га, что и делает данную застройку экономичной.

При 25-28 мІ/чел и равном соотношении 1-2-х и 3-4-х комнатных квартир, стоимость будет колебаться от 200 до 250 долларов за метр квадратный. К тому же, первый этаж застройки на 30% может быть использован для развития малого и среднего бизнеса. Словом, это жилье для нарождающегося в Тольятти среднего класса.

С разработкой серии мало- и среднеэтажных домов, совершенствованием многоэтажный серий домов и упорядочением индивидуального строительства в генеральном плане, предложено сбалансированное строительное зонирование территории с размещением 4 515 тыс. мІ жилья до 2015 года (см. таблицу).  

Размещение нового жилищного строительства.

Показатели Ед. измерения Всего по городу

В том числе по районам

Автозаводский

Центральный

Комсомольский

Многоэтажная застройка

Население

Тыс. чел

88,9

67,9

18,5

2,5

Общая площадь

Тыс. мІобщ. пл.

2066,7

1578,7

430,0

58,0

Территория

га

327,5

243,0

76,0

8,5

Среднеэтажная блокированная застройка (3-7 этажей)

Население

Тыс. чел

50,1

16,1

30,0

4,0

Общая площадь

Тыс. мІобщ. пл.

1214,8

442,8

680,0

92,0

Территория

га

69,3

69,3

110,0

15,0

2х-4х этажная блокированная застройка

Население

Тыс. чел

39,5

3,0

36,5

---

Общая площадь

Тыс. мІобщ. пл.

923,5

78,5

845,0

---

Территория

га

174,0

17,0

157,0

---

Итого многоквартирная застройка

Население

Тыс. чел

178,5

87,0

85,0

6,5

Общая площадь

Тыс. мІобщ. пл.

4205,0

2100,0

1955,0

150,0

Территория

га

695,8

329,3

343,0

23,0

Коттеджная застройка

Население

Тыс. чел

5,5

1,0

4,5

---

Общая площадь

Тыс. мІобщ. пл.

310,0

55,0

255,0

---

Территория

га

120,0

20,0

100,0

---

ВСЕГО:

Население

Тыс. чел

184,0

88,0

89,5

6,5

Общая площадь

Тыс. мІобщ. пл.

4515,0

2155,0

2210,0

150,0

Территория

га

815,8

349,3

443,0

23,5

Жилищная обеспеченность в среднем в границах городской черты --- 20,8 мІ/чел.

Среднегодовой ввод --- 347,0 тыс. мІ.

Столь значительные объемы жилищно-гражданского строительства безусловно потребуют серьезного инженерного обустройства территории. На данном этапе проектировщиков интересовали существующие резервные мощности головных инженерных сооружений гг. Тольятти.

Теплоснабжение.

Суммарные расчетные тепловые потоки жилищно-коммунального сектора и промышленных предприятий по состоянию на 2001 год полностью обеспечиваются теплопроизводительностью существующих теплоисточников по всем районам города. Исключение составляет дефицит по пару в размере 162,8 т/ч для промышленных предприятий Центрального района, т.е. дальнейшее развитие этих объектов будет сдерживаться из-за отсутствия мощности на существующих теплоисточниках района.

Наиболее высокий избыток тепловой мощности отмечается по горячей воде в Центральном районе. Он составляет в существующее время – 1637,27 гкал/ч, а в перспективе – 1624,96 гкал/ч. Этого достаточно для развития всего Северного планировочного района без строительства новых теплоисточников.

Максимальная свободная тепловая мощность по горячей воде в Автозаводском районе составляет в настоящее время 89,55 гкал/ч, а в перспективе при установке 2-х котлов КВ-ГМ-180 она составит 359,55 гкал/ч. При развитии района с тепловой нагрузкой , превышающей имеющийся запас тепловой мощности потребуется строительство новых теплоисточников.

В Комсомольском районе наблюдается избыток тепловой мощности в паре – 353,3 т/ч, а по горячей воде составляет 119,143 гкал/ч с небольшим сокращением в перспективе до 82,71 гкал/ч за счет закрытия старых небольших котельных. При использовании указанных свободных тепловых мощностей для новых объектов тепловая мощность существующих котельных будет полностью исчерпана.

Газоснабжение

Фактическая производительность существующих ГРС превышает проектную мощность, т.е. они работают с перегрузкой. Пропускная способность магистральных газопроводов, также ограниченна. Для покрытия расчетных потребностей, потребуется дополнительная подача газа городу.

Увеличение подачи газа в Автозаводском районе и прилегающие к нему поселки решается от МГП «Челябинск-Петровск» через АГРС в районе с. Ягодное при условии ее расширения до производительности, определенной потребностью района на расчетный срок. Это позволит перейти на местное (автономное) газовое отопление в жилой застройки без централизованного теплоснабжения. Расчеты показывают, что данный подход как по капитальным затратам, так и по окупаемости более экономична.

Газоснабжение Центрального и Комсомольского районов предусматривается на базе сложившейся системы газоснабжения.

Газоснабжение жилой застройки на существующих территориях обеспечивается за счет упорядочения системы газопроводов и дополнительной подачи газа городу.

Электроснабжение

Электроснабжение Центрального района осуществляется от четырех городских ПС 110/6 кВ «Восточная», «Западная», «Северная» и «Южная», «Котельная» с общей трансформаторной мощностью 177 МВа.

Сложившийся дефицит мощности покрывается за счет энергосистемы.

Водоснабжение

В настоящее время город испытывает дефицит воды в объеме 149 тыс.мі/сут. (10% от общего объема водопотребления).

Покрытие дефицита возможно за счет строительства новых грунтовых водозаборных сооружений и сокращения использования питьевой воды на полив территории.

В настоящее время для водоснабжения северо-восточной части Автозаводского района разведаны перспективные участки для водозаборов «Лесной» и «Лесной –2».

Возможна так же, реконструкция водозабора «Соцгородской» с увеличением его производительности.

Канализация

Система канализации г. Тольятти требует ремонта, реконструкции и расширения.

Очистные сооружения ВАЗа работают с перегрузкой по производительности на 30%, ОСК «Синтезкаучук» – на 60%, ОСК «ТОАЗ» – на 2%.

Большая часть насосных станций и канализационных коллекторов так же требуют ремонта и реконструкции.

Система дождевой канализации города требует коренной реконструкции, со строительством новых магистральный коллекторов и насосных станций.

В целях исключения сбросов загрязненных поверхностных сточных вод необходимо строительство сооружений глубокой очистки с выпуском стоков через русловые рассеивающие оголовки. Генеральным планом строительство очистных сооружений предусматривается в районе п. «Приморский».  

Использование территорий города.

Согласно данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Тольятти в административных границах, определенных решением Совмина РСФСР от 25.02.81 г. №110 «Об установлении городской черты г. Тольятти», решением Малого Совета, Совета народных депутатов Самарской области №93 от 25.06.92 г. «Об изменении городской черты г. Тольятти», территория города составляет 31479 га.

В границы городской черты входят: селитебные территории площадью 5270 га (16,7%); промышленные и коммунально-складские зоны – 5539 га (17,6%); территории внешнего транспорта – 1032 га (3,3%); городские леса – 8042 га (25,5%); земли сельскохозяйственного использования – 7247 га (23,0%), в состав которых входят: два сельскохозяйственных предприятия общей площадью 3315 га; садово-дачные товарищества; прочие территории – 1965 га (пустыри, овраги, нарушенные территории) и т.д.

Осуществление намеченных проектом генерального плана города объемов городского строительства потребует освоения значительных дополнительных территорий, а также перераспределения существующих территорий по их функциональному назначению и повышения эффективности их использования.

Территориальное развитие города на перспективу осуществляется в пределах городской черты.

Развитие селитебных и промышленно-коммунальных территорий города в пределах расчетного срока осуществляется за счет отчуждения земель, используемых в настоящее время для сельскохозяйственных целей, а также прочих земель, расположенных в пределах городской черты.

Для осуществления жилищно-гражданского строительства проектом намечается рост селитебных территорий с 5270 га в настоящее время до 6914 га на расчетный срок. Промышленные и коммунально-складские территории увеличиваются с 5539 га до 5798 га.

Проектом предусматривается создание зоны озеленения защитного назначения в Центральном районе общей площадью 780 га.

В целом территории городской застройки на перспективу возрастут на 2916 га.

Площадь селитебных территорий на расчетный период составит 8,4 га на 1000 жителей, что соответствует нормативным показателям.

Площадь изымаемых сельскохозяйственных земель для осуществления вышеприведенных проектных решений составляет 1939 га, из которых 51,1% для развития селитебных территорий, 12,2% - промышленных и коммунально-складских зон, 6,7% - под коммунальные объекты городского хозяйства и 30,0% - под зону озеленения защитного назначения.

Площадь изымаемых прочих территорий для этих же целей составляет 942 га.

Для развития города за пределами расчетного срока выделяются резервные территории.

Значительными территориальными резервами для размещения жилищно-гражданского и промышленного строительства обладают Автозаводский и Центральный районы города. Здесь предполагается изъять 1505 га земель сельскохозяйственного назначения, 300 га прочих территорий и 30 га земель питомника. Общая площадь городских резервных территорий составляет 1835 га. При этом, намечаемые к изъятию земли, до конца расчетного срока будут использованы по прямому назначению.

Использование и распределение городских земель по функциональному назначению в настоящее время, произведенное на основе обмеров по чертежу «Опорный план», а также предложения, заложенные в проекте генерального плана, приводятся в таблице.

№№
п/п
Территории

Современное состояние

Первая очередь
строительства
(2010 г.)

Расчетный срок (2015 г.)

га

%

м2/чел.

га

%

м2/чел.

га

%

м2/чел.

А. Селитебные территории

1.

 

Микрорайоны и жилые кварталы

3600

11,4

48,7

4004

12,7

51,3

4420

14,0

54,0

в том числе:

                 

- зона многоквартирной застройки

2270

7,2

-

2644

8,4

-

2970

9,4

-

- зона индивидуальной застройки

1330

4,2

-

1360

4,3

-

1450

4,6

-

2.

Общественно-деловая застройка

570

1,8

7,7

625

2,0

8,0

820

2,6

10,0

3.

Зеленые насаждения общего пользования

292

0,9

4,0

430

1,4

5,5

575

1,8

7,0

4.

Улицы, дороги, проезды, автостоянки

808

2,6

11,0

1046

3,3

13,4

1099

3,6

13,5

 

Итого селитебные территории

5270

16,7

71,4

6105

19,4

78,2

6914

22,0

84,4

Б. Производственные территории

5.

Промышленные и коммунально-складские зоны

5539

17,6

-

5539

17,6

-

5798

18,4

-

6.

Коммунальные объекты городского хозяйства

270

0,9

-

270

0,9

-

400

1,3

-

7.

Зона озеленения защитного назначения

-

-

-

-

-

-

780

2,5

-

8.

 

 

 

 

Территории внешнего транспорта – всего

1032

3,3

-

1032

3,3

-

1032

3,3

-

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- железнодорожного

613

1,9

-

613

1,9

-

613

1,9

-

- автомобильного

29

0,1

-

29

0,1

-

29

0,1

-

- водного

390

1,2

-

390

1,2

-

390

1,2

-

9.

Объекты связи

13

0,04

-

13

0,04

-

13

0,04

-

10.

Военные и иные режимные объекты

163

0,5

-

163

0,5

-

163

0,5

-

11.

Улицы, дороги, проезды

138

0,4

-

196

0,6

-

241

0,8

-

 

Итого производственные территории

7155

22,7

-

7213

22,9

-

8427

267

-

 

Итого территории в пределах городской застройки

12425

39,4

-

13318

42,3

-

15341

48,7

-

В. Прочие территории

12.

Городские леса

8042

25,5

-

8042

25,5

-

8042

25,5

-

13.

Земли водного фонда

910

2,9

-

910

2,9

-

800

2,5

-

14.

Земли сельскохозяйственного использования

7247

23,0

-

5250

16,6

-

3815

12,1

-

 

из них:

                 

15.

Коллективные и индивидуальные сады, огороды и личные подсобные хозяйства

1865

5,9

-

1865

5,9

-

1285

4,2

-

16.

Питомник, теплицы, Ботанический сад

212

0,7

-

175

0,6

-

175

0,6

-

17.

Санатории, профилактории, турбазы и т.д.

457

1,5

-

457

1,5

-

457

1,5

-

18.

Автодороги

221

0,7

-

210

0,7

-

277

1,0

-

19.

Резервные территории

-

-

-

1835

5,8

-

1835

5,8

-

20.

Прочие территории

1965

6,3

-

1282

4,1

-

737

2,3

-

                     

 

Итого прочие территории

19054

60,6

-

18161

57,7

-

16138

51,3

-

 

Всего в границах городской черты

31479

100

-

31479

100

-

31479

100

-

Состав первоочередной градостроительной документации.

Для разворота событий уже на ближайшее время потребуется большой объем градостроительной документации. На сегодняшний день в целом по городу градостроительной документации мало. Это следствие большого перерыва в работе (8лет) над генпланом и проектом планировок. Совместно с Администрацией города и городской Думой намечен примерный план таких работ на 2002-2003 годы.

Прежде всего это завершение в 2002 году работ над генеральным планом (совместно с правилами застройки) города, после чего предполагается перейти к разработке градостроительного кадастра и мониторинга – постоянного слежения за реализацией генерального плана.

Параллельно необходимо выполнить ряд отраслевых схем по инженерному оборудованию территории (водоснабжение, канализация, газоснабжение и др.) на стадии технико-экономических обоснований (ТЭО) и разработать проекты планировок: Северного планировочного района, жилого района за Московским проспектом, проекта водоохранных зон с корректировкой проекта планировки Портпоселка, проекта реконструкции южной части Центрального района и др. Обозначенный минимум позволит конкретизировать основные положения генерального плана.

План проектных работ, выполнение которого крайне необходимо для завершения работ по Генеральному плану города и его последующей реализацией:

  1. Проект санитарно-защитной зоны Северного района. Необходим для того, чтобы определить фактические,строго обоснованные, границы зоны и меры по снижению вредных выбросов предприятий.
  2. Проект водоохранной зоны города. Необходимо определить границы, наличие инженерного обустройства объектов и сооружений, расположенных на побережье Куйбышевского водохранилища и установитьжесткие требования по их эксплуатации, а также к иному строительству в зоне береговой черты.
  3. Рабочий проект очистных сооружений дождевой канализации в соответствии с Генеральным планом города (район Приморский). Отсутствие очистных сооружений ливнестоков уже привело к серьезному загрязнению водохранилища не только в районе их сброса, но и на прилегающих районах, в т.ч. пляжах города.
  4. Рабочий проект транспортной развязки на пересечении ул. Офицерской, Южного и Обводного шоссе. Расчеты специалистов по транспорту, разработчиков Генплана города, показывают, что устройство развязки значительно улучшит движение по самой напряженной магистрали – Южному шоссе.
  5. В плане реализации Генплана города для опережающего обеспечения градостроительной документацией первоочередного строительства необходимо разработать проект детальной планировки:
  1. ПДП района за Московским проспектом (кварталы 23, 24, 35, 36, 37, 38 городского планировочного района);
  2. ПДП района «Треугольник» ограниченного Южным, Обводным и Хрящевским шоссе.

Выполнение указанных проектов позволит определить приоритетные районы жилой застройки, а также объекты социальной инфраструктуры города.