Администрация городского округа Тольятти

официальный портал

4. ГОРОДСКОЙ И ВНЕШНИЙ ТРАНСПОРТ

4. ГОРОДСКОЙ И ВНЕШНИЙ ТРАНСПОРТ 

 4.1. ВНЕШНИЙ ТРАНСПОРТ. СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Город Тольятти является крупным узлом железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта. Являясь вторым по значению городом Самарской области он в силу своего положения обладает большими потенциальными возможностями развития из-за наличия свободных территорий, а также развитой транспортной инфраструктуры. С другой стороны город как бы находится в «мешке» из-за крупной преграды, которую представляет собой Куйбышевское водохранилище, которое разделяет западную и восточную части области. Единственными связями между этими частями области являются железнодорожный мост в районе г. Октябрьска и плотина Куйбышевского водохранилища по которой проходит железная дорога и магистральная федеральная автодорога Москва – Самара – Челябинск (М-5).

Большие возможности развития также речного и воздушного транспорта, особенно последнего. Аэропорт «Курумоч», обслуживающий как Самару, так и Тольятти, и находящийся на достаточном расстоянии от этих городов, способен быть крупным международным аэропортом, связывающим европейские и азиатские страны друг с другом.

Железнодорожный транспорт

Через г. Тольятти проходит электрифицированная двухпутная железнодорожная магистраль Сызрань – Жигулевское море – Самара, входящая частично в состав железнодорожной сети Самарского узла. Линия обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки, связанные с г.г. Самара, Сызрань, Тольятти, Жигулевск. Одновременно эта линия является северным обходом, напряженно работающего, главного хода на участке Кинель – Звезда – Сызрань.

Собственно, в Тольяттинском железнодорожном узле имеется линия, примыкающая к основной станции узла – ст. Жигулевское море. От западной горловины станции отходит ж.д. линия ст. Жигулевское море – ст. Химзаводская – ст. Тольятти, которая непосредственно приходит в Автозаводский район в районе АвтоВАЗа. Другая линия ст. Химзаводская – ст. Азотная примыкает к ст. Химзаводская. Протяженность первой линии составляет 26 км, протяженность второй – 10 км.

В Тольяттинский железнодорожный узел входят станции Жигулевское море, Тольятти, Химзаводская, Химическая, Азотная.

Ниже в таблице приведены объемы грузовой работы по основным станциям Тольяттинского железнодорожного узла.

№№
п/п

Наименование станций

Годы

погружено

разгружено

вагонов

грузооборот
тыс. шт.

вагонов

грузооборот
тыс. шт.

1.

Жигулевское море

1995

2000

5096

5199

269,1

271,0

33520
36280

449,4

448,0

2.

Химзаводская

1995

2000

36591

28587

1840,4

1539,3

666,2

798,3

3.

Химическая

1995

2000

3485

4718

172,6

219,1

557,8

565,2

4.

Азотная

1995

2000

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

-----

5.

Тольятти

1995

2000

46802

46802

814,9

734,4

27029

34012

1389,3

1748,1

И Т О Г О

1995

2000

91974

85306

3097,0

2763,8

60549

70292

3062,7

3559,6

В настоящее время обслуживание пассажирских перевозок осуществляется до ст. Тольятти через ст. Жигулевское море. Через станции Тольяттинского железнодорожного узла проходит один дальний поезд: Москва – Жигулевское море – Тольятти один раз в сутки; по два поезда в сутки: Жигулевское море – Сызрань, Жигулевское море – Жигулевск, Жигулевское море – Самара, Отвага - Жигулевское море – Самара и один поезд Тольятти - Жигулевское море – Самара.

В городе имеется ряд путепроводов на пересечении железнодорожных путей с улицами и дорогами.

№№
п/п
Наименование сооружения Пересечения

1.

Путепровод

Ж/д с а/д Москва – Самара у ВОС-5

2.

Путепровод

Ул. Юбилейная с ж/д и автодорогой

3.

Путепровод

Ж/д с ул. Громовой

4.

Путепровод

Ж/д, ведущая на ТОАЗ с Обводной дорогой

5.

Путепровод

Ж/д, ведущая на ст. Тольятти с Обводной дорогой

При пересечении магистральных улиц и дорог железнодорожными путями имеется целый ряд железнодорожных переездов, краткая характеристика которых приводится ниже. 

 

№№
п/п

Местоположение переезда

Ширина переезда,
м

Категория переезда

1.

18й км перегона ст. Жигулевское море – ст. Тольятти
(Санчелеевское шоссе)

7,0

охраняемый 1

2.

21й км перегона ст. Жигулевское море – ст. Тольятти
(Хрящевское шоссе)

7,0

охраняемый 1

3,

1 км + 526 м перегона ст. Жигулевское море – ст. Химическая
(ул. Коммунистическая)

8,0

охраняемый 1

4.

Подъездной путь к порту и элеватору
(ул. Коммунистическая)

5,5

не охраняемый, 3

5.

Проездные пути к Северной промзоне у ст. Химическая
(через ул. Жданова)

8,0

не охраняемый, 3

6.

Подъездной путь к судоремонтному заводу в поселке Шлюзовой
(ул. Вокзальная)

12,0

не охраняемый, 1

 

Серьезными недостатками, связанными с железнодорожным транспортом, являются:

  • отдаленность основной железнодорожной станции «Жигулевское море» от города и в первую очередь от Автозаводского района;
  • наличие целого ряда железнодорожных переездов при пересечении железной дороги с автодорогами и улицами.

Автомобильный транспорт.

Г. Тольятти является крупным узлом автомобильного транспорта.

В юго-восточной части города, через Комсомольский район проходит магистральная федеральная автодорога Москва – Самара – Уфа – Челябинск (М-5) «Урал». Эта автодорога является важнейшей широтной связью на путях от Центрального района европейской части страны в направлении на восточные районы: Поволжье, Урал, Сибирь и Дальний восток.

По обследованию, проведенному в 2001г. интенсивность движения на автодороге М-5 на плотине ГЭС составило 1990 привед. ед. в час в одном направлении. По своим параметрам и техническому состоянию автодорога не соответствуем объемам движения автотранспорта.

В 1998г. институтом ПромтрансНИИпроект был выполнен проект «Ремонт мостов через р. Волга по водосливной плотине Волжской ГЭС на км 970,3 и через шлюзы 21, 22 на км 971,59 и 971,65 автодороги М-5».

В настоящее время осуществляется 1-ый этап реконструкции. Рабочая документация выполнена ПромтрансНИИпроектом в 2001г. Реконструкцию планируется закончить в 2003г.

Остальные автодороги внешней сети, примыкающие к городу, являются территориальными.

С северо-востока к городу подходит автодорога областного значения Тольятти – Димитровград, соединяющая город Тольятти и Ставропольский район с восточной частью Ульяновской области. Автодорога примыкает к обводной автодороге в районе пос. Васильевка. Далее в глубь города, продолжения не имеет из-за отсутствия двух путепроводов через железнодорожные пути на участке ст. Жигулевское море – ст. Тольятти.

К городу подходит ряд автодорог местного значения, которые соединяют город Тольятти с северными и западными территориями Ставропольского района:

  • автодорога Тольятти – Хрящевка вливается в городскую систему магистралей и примыкает к Автозаводскому шоссе;
  • автодорога Тольятти – Ташелка, также примыкает к Автозаводскому шоссе;
  • автодорога Тольятти – Ягодное соединяет город с зоной отдыха на Волге. Дорога примыкает к Южному шоссе;
  • автодорога Тольятти – Подстепки примыкает к сети Автозаводского района, к улицам Спортивная и Приморский бульвар.

Помимо перечисленных автодорог есть целый ряд подъездов к этим автодорогам, в т.ч. на населенные пункты: Поволжский, Новое Еремкино, Пискалы, Новая Бинарадка, Верхнее Санчелеево, Сосновка, Верхний Сускан, Лопатино, Ермаково.

В настоящее время в связи с реконструкцией проезжей части по плотине Волжской ГЭС организована паромная переправа автомобилей между Автозаводским районом города и пос. Усолье.

Город Тольятти обслуживает междугородными и пригородными автобусами города, населённые пункты Ставропольского района, Самарской и прилегающих областей. Пассажирские междугородные и пригородные перевозки осуществляются пассажирскими автохозяйствами города. Автовокзал находится в Центральном районе на пересечении ул. Родины и ул. Ленинградской, автостанция – в Автозаводском районе на ул. Революционной.

Наибольшие связи г. Тольятти в междугородных перевозках с г.г. Самарой, Сызранью, Ульяновском аэропортом Курумоч, в пригородных перевозках с Жигулёвском, Нижнее Санчелеево, Хрящёвкой, Ягодным, Подстепки и другими населёнными пунктами.

Автобусные транспортные связи г. Тольятти с близлежащими и дальними населёнными пунктами достаточно велики. В пригородных перевозках начинают участвовать и микроавтобусы, что уменьшает интервал движения на маршруте.

Основными недостатками, связанными с внешним автотранспортом и путями сообщения являются следующие:

    1. прохождения магистральной федеральной автодороги М-5 через территорию города
    2. недостаточное количество автостанций при значительной расчлененности города
    3. железнодорожный вокзал, построенный в районе ст. Тольятти не используется вследствие его неудобного размещения относительно жилой застройки
    4. недостаточная ширина проезжей части магистрали М-5 и особенно участка на плотине Волжской ГЭС
    5. недостаточное количество развязок в разных уровнях на магистрали М-5, особенно в районе ж.д. путепровода.

В проектном решение предусматривается дать предложения по ликвидации перечисленных выше недостатков.

Речной транспорт

Помимо железнодорожного и автомобильного транспорта важную роль играет речной транспорт. Город Тольятти имеет большие потенциальные возможности развития этого вида транспорта. Хотя уже продолжительное время его доля в объёмах пассажирских и грузовых перевозках неуклонно снижается.

Тольятинский речной порт расположен в акватории Куйбышевского гидроузла, и состоит из грузового и пассажирского районов. Объединённый грузовой район состоит из 8-ми причалов общей протяжённостью 1272п.м,торца - 80п.м и ремонтно-отстойного пункта - 100п.м. из 8-ми причалов - 2 нефтеналивных, 2 сухогрузных, причалов леса, соли, хлебных грузов и п/о Тольяттиазота.

Основными задачами грузового порта является:

  • погрузо-разгрузочные операции с грузопотоками, прибывающими и отправляемыми речным транспортом;
  • добыча нерудных строительных материалов в нижнем бьефе р. Волги. Основной объём перевозок приходится на сухогрузы, из которых около 80-90% составляют перевозки строительных грузов, остальные перевозки серного колчедана, соли, гранулированного шлака, леса в судах, металла и прочих грузов. Перевалка грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении отсутствуют.

За последнее десятилетие грузооборот порта резко снизился. Если в 1991г он составил –8896 тыс. т., а перевалка грузов с воды на железную дорогу и обратно – 1500 тыс. т., то в 2001г. грузооборот составил всего 2114,0 тыс. т. при отсутствии перевалки грузов с железной дороги и обратно. Основные направления движения основных грузов это: песок из района Богатырь в речной порт, песчано-гравийная смесь и гравий из района р. Камы в речной порт, удобрения и металлолом на экспорт. Подъездные железнодорожные пути, обслуживающие порт, примыкают к станции Жигулёвское море,, общая их протяженность составляет – 7,48 км.

В пассажирском районе порта расположены речной вокзал на 200 пассажиров, здания управления и гостиница на 100 мест. Отправление и прибытие пассажирских судов производится посредством капитального причала длиной 145 м и двух железнодорожных понтонов по 45м. Помимо основного порта, находящегося в Комсомольском районе, имеется ещё два причала в Автозаводском районе: причал «Автоград» и причал ОАО «Авто ВАЗтранс» (причал 6-го квартала).

Кроме того, имеется причал в Комсомольском районе, обслуживающий паром для связи полуострова Копылова с пос. Шлюзовой.

От основного речного порта (Комсомольский район) курсируют суда: по внутриобластной линии Тольятти - Подвалье с промежуточными остановками Автоград, Климовка, Новодевичье; по 2-м пригородным линиям: Тольятти – Жигули – Березовка, Тольятти – Жигули – Березовка – Усолье.

В Автозаводском районе предприятием водного транспорта ОАО «АвтоВАЗтрас» от причала 6 квартала осуществляется перевозка пассажиров на теплоходах по маршруту Автозаводский район – Жигули – Строитель (НИВА) – Березовка и перевозки пассажиров, автотранспорта и грузов паромами на линии Тольятти (Новый город) – с. Усолье (Сызранский район). Настоящая паромная переправа в какой-то мере разгружает плотину ГЭС от автотранспорта и обеспечивает прямые связи Автозаводского района Тольятти с Сызранским районом.

Тольяттинский порт обслуживает также и междугородние линии: Москва – Астрахань 3 раза в неделю и Москва – Ростов на Дону 1раз в 9 дней, однако остановки в порту не регулярны.

Объём перевозок и пассажирская работа приводится в следующей таблице

№№
п/п

Наименование показателей,
годы

ед. изм.

Местная
1995/2000

Пригородная
1995/2000

Переправа
1995/2000

Итого
1995/2000

1.

Годовой пассажирооборот

Тыс. пас.

11,8/15,1

79,4/59,4

207,9/141,3

299,1/215,8

2.

В месяц ПИК

Тыс. пас.

4,6/5,6

21,3/16,1

49,9/40,0

75,8/61,7

3.

Годовая пассажирская работа

Тыс. пас.

601,4/663,4

2215,3/1722,0

415,9/282,5

3232,6/2667,9

4.

В месяц ПИК

Тыс. пас.

234,8/246,0

594,3/466,7

99,8/80,2

928,9/792,9

Можно отметить общее снижение пассажирских перевозок за последние 10 лет. Так в 1991г. объем перевозок составил 333,0 тыс. пассажиров, в т.ч. в дальнем сообщении 142,0 тыс. пассажиров, в пригородном и местном – 191,0 тыс. пассажиров. В 1995г. 91,0 тыс. пасс., в 2000г. – 74,5 тыс. пасс.

Тоже можно отметить и по работе пассажирских пристаней. Работа пассажирских пристаней в максимальный месяц и максимальные сутки составляет:

№№
п/п
Наименование пристани Наличие причала, дебаркадера

В максимальный месяц, тыс. пасс.

В максимальные сутки, тыс. пасс.

1995г.

2000г.

1995г.

2000г.

1

Причал Автозаводского района

вагончик

6,9

2,1

0,48

0,15

2

Березовка

понтон

4,0

1,5

0,28

0,18

3

Усолье

дебаркадер

3,9

1,2

0,27

0,07

4

Климовка

дебаркадер

0,6

0,8

0,04

0,07

5

Новодевичье

дебаркадер

1,2

1,3

0,08

0,09

6

Подвалье

вокзал

0,4

0,5

0,03

0,04

7

Паромная переправа

плав. понтон

24,9

20,0

1,8

1,4

Таким образом, в настоящее время основная база речного флота продолжает функционировать, однако, используется не на полную мощность в связи со снижением объемов перевозок.

Особое значение в городе приобретает маломерный флот. Водно-моторный транспорт, состоящий на учете в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) зарегистрирован по следующим категориям: мотолодка – 2068 ед., катер – 171 ед., гидроцикл – 65 ед., парусно-моторное судно – 32 ед., всего 2336 ед. маломерных судов. Количество единиц маломерного флота на 1000 жителей составляет – 3,1. Наиболее крупными лодочными станциями является: «Ладья» – 680 ед., «Дельфин» – 130 ед. транспорта.

Общее количество судов Тольяттинского порта составляет: ОАО «Порт Тольятти» – 19 ед. флота, в т.ч. пассажирский и грузопассажирский – 33 единиц; суда находящиеся на балансе учреждений – 33 единицы.

Наиболее крупными судовладельцами являются: ЗАО «Средневолжская судоходная компания» – 4 единицы; Фирма «Подводгазэнергосервис» - 5 единицы; ОАО «АвтоВАЗтранс» - 9 единиц судов.

Воздушный транспорт

Важную роль в жизни г. Тольятти играет и воздушный транспорт. Международный аэропорт «Самара» расположен в районе населенного пункта Курумоч и находится в 70 км от г. Тольятти и в 35 км от областного центра – г. Самары. Аэропорт 1-го класса имеет взлетно-посадочную полосу длинной 3 км, рулежные дорожки, места стоянок и здание аэровокзала на 400 мест. Аэропорт обслуживает дальние рейсы с городами Российской федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

Общее количество вылетов города Российской федерации – 100, в страны СНГ – 7, в дальние страны – 6, итого – 113. Количество вылетов в сутки – 16.

В настоящее время местные воздушные линии не функционируют, причем это связано с двумя факторами: высокими тарифами за полеты на самолетах и развитием автомобильных перевозок.

Надо отметить, что аэропорт «Курумоч» хотя и связан с г. Тольятти магистральной федеральной автодорогой Москва – Самара (М-5), находится достаточно далеко от города. В связи с этим в непосредственной близости от города в 2х км севернее его по дороге на Ташелку построен аэродром «Выселки» Ставропольского района – запасной аэродром аэропорта Смышляевка.

Аэродром имеет две взлетно-посадочные полосы: одна с твердым покрытием протяженностью 800 м, другая – грунтовая – 650 м. Принимаемые типы воздушных судов: М-101 Т, Ил-103, Ми-8, Ми-34.

Однако этот аэродром еще не эксплуатируется. Шумовая зона от аэродрома не затрагивает территорию города.