Администрация городского округа Тольятти

официальный портал

4.2. УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ И ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

4.2. УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ И ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ 

Cовременное состояние

Настоящий раздел выполнен на основе проведенного в 2001 году анкетного обследования предприятий и организаций пассажирского транспорта, служб организации и безопасности дорожного движения: выборочного натурного обследования узловых элементов улично-дорожной сети; материалов, представленных городским управлением архитектуры. Кроме того, в работе использованы материалы обследований уличного движения и маршрутного пассажирского транспорта, проведенные в 1997 году институтом Гипроавтотранс (г. Санкт-Петербург), материалы локальных обследований, проводимых городскими службами и аналитические доклады по отдельным вопросам функционирования транспортной сети. Также рассмотрены проектные предложения по развитию улично-дорожной сети города и сети массового пассажирского транспорта института Гипроавтотранс (г. Санкт-Петербург): «Схема реконструкции и развития магистральной улично-дорожной сети г. Тольяттти до 2005 года» (1997г.), «Схема развития маршрутов пассажирского транспорта г. Тольятти до 2000г.» (1996 г.), планировочные работы ЦНИИП Градостроительства, работы института ТэрНИИгражданпроект (г. Самара) «Оценка воздействий мероприятий реализации генерального плана г. Тольятти на окружающую среду».

Город Тольятти состоит из трех обособленных планировочных районов – автозаводского, Центрального и Комсомольского – разделенных лесными массивами и имеющими различную планировочную структуру и магистральную сеть.

Уличная сеть Автозаводского района представляет собой прямоугольную систему с шагом 1,0х1,0 км.

Все магистральные улицы района, построенные по нормам принятым в 70-х годах, имеют значительную ширину в красных линиях, и при условии единовременной доставки трудящихся на АвтоВАЗ, значительные ширины проезжей части и местные проезды. Главной улицей города и района является ул. Революционная, на ней сосредоточенны административные, торговые и культурно-бытовые учреждения.

Магистральная сеть Центрального района представляет собой трехлучевую систему, основу которой составляют ул. Ленина, К. Маркса и Победы. Большинство улиц имеют малую ширину в красных линиях и узкую проезжую часть. Пропускная способность улиц практически исчерпана. Главной улицей района является ул. Мира.

Несколько иным представляется Комсомольский район, который состоит из отдельных городских образований: центральной части, поселков Шлюзового, Федоровки и Жигулевского моря, которые разделены между собой магистральной железной дорогой Москва – Сызрань – Жигулевское море – Самара и магистральной федеральной автодорогой Москва – Самара – Уфа – Челябинск (М-5). В центральной части Комсомольского района основными улицами являются: ул. Голосова, Чайкиной, Матросова и Ярославская.

В районе пос. Шлюзового и Федоровки основное движение транспорта осуществляется по ул. Железнодорожной, Никонова, Гидротехнической и Шлюзовой. Наиболее узким местом района является путепровод на пересечении автодороги Москва – Самара с железной дорогой Москва – Сызрань – Жигулевское море – Самара.

Транспортные связи между районами осуществляются:

  • между Центральным и Автозаводским - по Автозаводскому шоссе с выходом на Южное шоссе и другие магистрали Автозаводского района. Дорога, проходящая вдоль береговой полосы Куйбышевского водохранилища предназначена для обслуживания прибрежной парковой зоны отдыха и практически не используется для постоянных связей, т.к. на ней установлен пропускной режим.

Коэффициент непрямолинейности между центрами Автозаводского и Центрального района в настоящие время равен 1,8 при расстоянии по воздушной линии 10 км, при этом непроизводительная потеря времени составляет 45% от общего времени передвижения или порядка 25 мин. связи.

  • между Комсомольским и Центральным районами – по ул. Газовиков и Механизаторов, работающих как единая транспортная связь и имеющих выход на ул. Комсомольскую, Баныкина, Восточную магистраль. Связи поселков, входящих в Комсомольский район – Шлюзового, Федоровки, Жигулевского моря с районами города и с центральной частью своего района осуществляется с использованием внешней автодороги Москва-Самара.

В южной части города в широтном направлении проложена автодорога, соединяющая Автозаводский район с пос. Портовый и Комсомольским районом. Въездами в город являются ул. Коммунистическая , ул. Громовой и Обводная дорога. Обводная дорога опоясывает город полукольцом с северо-восточной стороны и имеет выходы на внешние направления – федеральную магистральную автодорогу Москва – Самара (М-5), территориальные автодороги – на Узюково, Хрящевку, Санчелеево. Продолжением Автозаводского шоссе являются автодороги на Хрящевку и Санчелеево; Южного шоссе – автодорога на Ягодное; Приморского бульвара – автодорога на Подстепки.

В Автозаводском районе все магистрали и дороги удовлетворяют современным требованиям, большинство имеют разделительную полосу и местные проезды. Средняя ширина проезжей части равна 23,7 м.

В Центральном и Комсомольском районах уровень благоустройства значительно ниже. Ширина магистралей в красных линиях в основном не превышает 30-50 м, средняя ширина проезжей части – 11,5 – 12,3 м.

Общие данные по улично-дорожной сети в пределах городской черты по сведениям ЖКХ города приводятся в таблице.

№№
п\п

Показатели

Единица измерения

Данные на 1.01.2001г.

1.

Общая протяженность автодорог

Км

566

2.

в том числе с усовершенствованным покрытием

Км

489

3.

Общая площадь автодорог

тыс.мІ

7465

4.

в том числе с усовершенствованным покрытием

тыс.мІ

5916

Средний процент износа автодорог Автозаводского района 30-40%, в Центральном районе – 60-80%.

Протяженность магистральных улиц в селитебной части районов и их протяженность приведены в следующей таблице.


п/п

Район

Протяженность магистральных улиц км

Плотность км/кмІ

1.

Автозаводский

65.5

2.2

2.

Центральный

44.6

3.3

3.

Комсомольский

21.6

1.9

В городе имеются 11 искусственных сооружений.

Кроме того имеется целый ряд надземных и подземных пешеходных переходов:

  • надземные пешеходные переходы – через Южное шоссе, через трассу автодороги М-5 (в районе ООТ «Жигулевское море), через Автозаводское шоссе (в районе детской больницы),через ж/д пути (в районе станции «Жигулевское море»);
  • подземные – через ул. Свердлова у перекрестка с ул. Революционной, по ул. Новозаводской (2 шт.) у проходных ВАЗа.

Загрузка улично-дорожной сети автотранспортом.

Анализ загрузки улично-дорожной сети города автотранспортом произведен по данным натурных обследований дорожного движения институтом Гипроавтотранс в 1997 году, выборочного обследования ЦНИИП Градостроительства в 2001 году и обследования Автозаводского промузла, выполненного Автовазтрансом 2002 году.

Рассмотрение данных обследований показывает, что общий характер распределения автомобилепотоков по сети достаточно стабилен. Наибольшая перегрузка наблюдается на улицах и дорогах по которым осуществляются межрайонные связи это: Южное шоссе, Автозаводское шоссе; ул.Газовиков, Громовой; Обводная дорога. Интенсивность движения по этим улицам и дорогам составляет 2200-2900 пр.ед., а в отдельных сечениях более 3000 пр.ед. в час в одну строну.

Наиболее нагруженными улицами в Автозаводском районе являются меридиональные магистрали: ул. ул.Юбилейная, Московская, Ст. Разина, Ворошилова, Московский проспект. Их загрузка составила 1600-1900 пр.ед в час в одном направлении. В промышленном узле Автозаводского района интенсивность на наиболее загруженных улицах: Борковской, Коммунальной, продолжении Ст. Разина – ул. Ботаническая и продолжение Ворошилова – ул. 7-ая автодорога , Обводной дороге составила 1500-1900 пр.ед. в час в одну сторону.

В Центральном районе наибольшая интенсивность движения наблюдалась на Автозаводском шоссе, б-ре 50 лет Октября, ул. Комсомольской, Новозаводской и составила 1000-1700 пр.ед. в час. В Центральном районе на ул. ул. Мира, Маркса, Ленина, Победы интенсивность составляла 500-900 пр.ед. в час.

В Комсомольском районе загрузка ул. Громовой достигла 1500 пр.ед. в час, а по участку дороги М-5, проходящему по району – более 2000 пр.ед. в час в одном направлении.

За последние годы возросла интенсивность движения на Обводной дороге и выходах из города, особенно на направлениях к местам загородного отдыха. Так по Обводной дороге интенсивность движения достигла 1500-2400 пр.ед. в час, а на выходах из города 500-1200 пр.ед. в час в одном направлении. Выход из города в южном направлении по плотине ГЭС достигал интенсивности 1980 пр.ед. в час в одну строну или 37000 пр.ед. в сутки в обе стороны.

Интенсивность движения характеризуется неравномерностью по часам суток. Отмечаются два пиковых периода: утренний 10-11 часов, вечерний 15-17 часов, когда наблюдается максимальное движение легкового и грузового транспорта.

По составу движения автотранспортный поток носит смешанный характер. Тем не менее, в селитебной зоне это в основном пассажирский транспорт, содержание грузового транспорта на них не превышает 4-10%. В тоже время, на Южном шоссе грузовой транспорт составляет 10-15% от общего потока, по Обводной дороге и дорогам промышленных зон 30-40%.

На многих узлах уличной сети превышена пропускная способность. Наиболее нагруженными узлами сети, где загрузка превысила их пропускную способность явились:

  • в Автозаводском районе - Южное шоссе – практически все узлы пересечения, ул. Дзержинского с меридиональными магистралями;
  • в Центральном районе – пересечения Автозаводское шоссе с ул. Мичурина; Ул. Новозаводской с ул. Ларина, ул. Комсомольской с ул. Баныкина, ул. Газовиков;
  • в Комсомольском районе – ул. Громовой с дорогой Москва – Самара (М-5).

В целом можно отметить несоответствие существующей улично-дорожной сети транспортной нагрузке. Интенсивность движения в отдельные периоды значительно превышает пропускную способность сети, как на перегонах, так и в узлах, что приводит к образованию очередей транспортных средств, снижению скорости и безопасности движения, экономическим и социальным издержкам, ухудшению экологической обстановки. 

Состояние аварийности (ДТП)

Анализ состояния аварийности на улично-дорожной сети города произведен по данным ГИБДД г. Тольятти за первое полугодие 2001 года.

За 6 месяцев 2001 года на территории города произошло 275 дорожно-транспортных происшествий. По сравнению с аналогичным периодом 2000 года количество ДТП по городу возросло на 70%. В целом при увеличении автопарка за 4 года в 1,1 раза количество ДТП увеличилось в 1,4 раза. Основная масса ДТП совершается в Автозаводском районе. Распределение ДТП по районам достаточно стабильно:

  • Автозаводский - 50%;
  • Центральный - 27-20%;
  • Комсомольский - 23-20%.

Основным видом ДТП в городе является наезд на пешеходов. В обшей структуре аварийности такие происшествия составляют 60% при тяжести последствий – более 50% погибших от общего числа пострадавших. Столкновения составляют 25%, наезды на препятствия – 5%, остальные причины – 10% от общего числа происшествий.

По времени суток основное количество ДТП совершается в 12-14 и 16-18 часов в периоды роста интенсивности движения.

Рост количества и характер дорожно-транспортных происшествий указывает на несоответствие сложившейся улично-дорожной сети возрастающему объему движения, необходимость организации транспортных развязок в одном уровне и разных уровнях, более широкого внедрения средств регулирования движения. Особую остроту представляет проблема пешеходных переходов, их размещение, оборудование, сооружение внеуличных переходов.

Основным недостатком улично-дорожной сети являются:

  1. Отсутствие коротких и удобных связей между двумя основными районами города – Автозаводским и Центральным;
  2. Прохождение через Центральный и Комсомольский районы больших потоков грузового транспорта;
  3. Прохождение магистральной федеральной дороги Москва – Самара (М-5) через г. Тольятти и собственно Комсомольский район с пересечением его магистралей в одном уровне;
  4. Недостаточная связь города с южными территориями Ставропольского района, в т.ч. Жигулевским заповедником по узкой плотине Куйбышевского гидроузла;
  5. Наличие сложных транспортных узлов в городе, таких как, пересечение магистральной федеральной дороги автодороги М-5 с транспортными магистралями Комсомольского района в районе путепровода на пересечении М-5 с железной дорогой, пересечение Южного и Автозаводского шоссе;
  6. Отсутствие удобных связей Центрального и Комсомольского районов с автодорогой М-5;
  7. Недостаточное количество транспортных магистралей в Центральном и Комсомольском районах;
  8. Недостаточное количество развязок движения в разных уровнях;
  9. Недостаточное количество вне уличных пешеходных переходов.

В проектном решении предусматривается осуществить целый ряд мероприятий, способствующих улучшению работы магистральной улично-дорожной сети, созданию более удобных транспортных связей, повышению безопасности пешеходного и транспортного движения.

Городской транспорт

В настоящее время пассажирские перевозки осуществляются муниципальными автобусным и троллейбусным транспортом. Кроме того, перевозки осуществляются почасовыми и ведомственными автобусами. В последние годы широко используются так же коммерческие автобусы и микро автобусы частных транспортных предприятий.

Конфигурация существующей сети автобуса практически совпадает с начертанием магистральных улиц и дорог. По своей планировке автобусные маршруты делятся на три категории:

  • диаметральные, соединяющие между собой все планировочно-административные районы города;
  • радиальные, связывающие Центральный район либо с Автозаводским, либо с Комсомольским районами;
  • внутрирайонные, проходящие в пределах административно-планировочного района.

Концентрация маршрутов автобусов наблюдается на Автозаводском и Южном шоссе (между Центральным и Автозаводским районами) и по ул. Механизаторов, Газовиков на связях Центрального и Комсомольского районов.

В Автозаводском районе наибольшая концентрация маршрутов имеет место на меридиональных связях, соединяющих селитебные территории с площадками ВАЗа и промкомзоной. Это ул. Юбилейная, Московский проспект, ул. Ворошилова, ул. Ст. Разина. Из широтных магистралей здесь выделяются - магистраль вдоль северных проходных ВАЗа, Южное шоссе, ул. Свердлова и Приморский бульвар.

В Центральном районе из меридиональных направлений - ул. Ленина, ул. Маркса, ул. Победы и ул. Новозаводская, а из широтныхул. Мира и б-р 50 лет Октября.

В Комсомольском районе – широтная магистраль – ул. Громовой,ул. Коммунистическая, ул. Гидротехническая, ул. Никонова.

Конфигурация троллейбусной сети также отвечает сложившейся сети городских магистралей, но плотность сети троллейбуса значительно ниже. Маршруты троллейбусов как правило проходят по тем же направлениям, что и автобусные, на связях Центрального района с Автозаводским и Комсомольским районами и внутри районов. В Автозаводском районе - по Московскому проспекту, ул. Революционной, ул. С. Разина, ул. Маршала Жукова, ул. Автостроителей, Южному шоссе, ул. Дзержинского и Приморскому бульвару. В Центральном и Комсомольском районах по ул. Ленина, ул. Мира, ул. Новозаводской , ул. Матросова.

Общая характеристика сети и работы всех видов городского транспорта приводится в следующей таблице.

№№
п/п
Наименование показателей Ед. измерения

Виды транспорта

автобус

троллейбус

Микроавтобус

1.

Протяженность сети

км

190

109,6

106

2. Количество маршрутов

шт

65

23

28

3. Объем перевозок

млн. пасс/%

204,5

73,5

16,5

4. Пассажирская работа

млн. пасс

2303,1

258,7

---

5. Средняя дальность поездки

км/%
км

12,3

3,52

---

Примечание

Показатели работы транспорта по муниципальным предприятиям приведены по отчетным данным предприятий. Показатели работы маршрутного такси определены ориентировочно расчетным путем.

Соотношение между видами транспорта для городских перевозок составило:

  • автобус - 69,4%;
  • маршрутное такси (микроавтобус) – 5,7%;
  • троллейбус – 24,9 %.

Указанное выше еще раз подчеркивает, что основным общественным транспортом является автобус, который по объему перевозок превосходит все остальные виды транспорта вместе взятые.

Из таблицы следует, что общее количество пассажироперевозок и в т.ч. на городских линиях возросло за 2 года в 1,3 раза при сокращении численного состава парка. Средняя дальность поездки по городу сохранилась на прежнем уровне, коэффициент использования парка можно считать нормальным.

Обращает на себя внимание низкая эксплуатационная скорость движения автобусов и достаточно высокий коэффициент использования вместимости.  

Основные показатели работы троллейбусного транспорта приводятся в следующей таблице.

№№
п/п

Наименование показателей

ед.изм

1998

2000

1.

Протяженность линий в двухпутном исчислении.

км

109,6

109,6

2. Инвентарное количество подвижного состава.

маш.

221,0

221,0

3. Коэффициент использования парка.

%

83,6

81,0

4. Перевезено пассажиров в год.

млн.пасс

74,5

73,5

5. Транспортная работа.

млн.пасс км

262,2

258,7

6. Средняя дальность поездки.

 км

3,52

3,52

7. Средняя эксплуатационная скорость.

км/час

17,89

17,67

8. Среднесуточная продолжительность работы на линии.

час

14,1

14,5

Приведенные показатели указывают на достаточно стабильную работу троллейбусного транспорта.

Хранение и обслуживание подвижного состава пассажирского транспорта производятся в 3-х автобусных хозяйствах и 3-х троллейбусных депо.

Обращает на себя внимание низкая эксплуатационная скорость движения автобуса и троллейбуса; высокая средняя дальность поездки, связанная в основном с не прямолинейностью маршрутов; расчлененность городской территории. В связи с этим среднее время затрачиваемое пассажирами на поездку составляет 40 минут.  

Автомобильный парк города. Сооружения, устройства хранения и обслуживания транспортных средств.

Существующий парк автомобильного транспорта города приведен по отчетным данным ГИБДД на 01.01.2001г.. Кроме того, приведена динамика изменения автопарка за предшествующие 5 лет.

Виды транспортных средств

Количество шт.

1996

1997

1998

1999

2000

Общее количество автомашин в городе, в том числе:

180 510

194722

203154

204859

206 609

1. Автобусов

3138

3123

3009

2530

2568

2. Микроавтобусов

760

940

1323

1197

1149

3. Грузовых автомобилей; в т.ч. частных

10837

3486

10323

5566

12516

6237

16323

6905

15873

7180

4. Прицепов и полуприцепов

15128

16333

17072

17402

17592

5. Специальных автомобилей

2085

2321

2493

2621

2630

6. Легковых

126917

140261

145426

143912

146443

в том числе:

 

 

 

 

 

а) ведомственные

4215

5782

7010

8106

7863

б) индивидуальные

118283

126625

134982

136365

138580

7. Мотоциклов, мотороллеров, мопедов

21645

21421

21315

20874

20354

 Автомобилизация с количеством автомобилей на 1000 жителей в отчетном году составила:

  • грузовых и специальных автомобилей – 25 ед.;
  • легковых автомобилей – 198 ед.;
    • в том числе ведомственных - 10 ед.;
    • принадлежащих гражданам - 188 ед.

В целом общий автопарк города за 5 лет вырос в 1,15 раз количество легковых автомобилей так же в 1,15. В тоже время парк грузовых автомобилей увеличился в 1,5 раза.

Постоянное хранение и обслуживание транспортных средств осуществляется в автохозяйствах.

Всего в городе насчитывается 80 крупных автохозяйств с количеством автомобилей более 50 ед. По количеству подвижного состава автохозяйства можно разделить на следующие категории:

  • от 50 до 100 - 39 ед.;
  • от 100 до 200 - 22 ед.;
  • от 200 до 500 - 13 ед.;
  • от 500 и выше - 6 ед.

Таким образом основная масса автохозяйств города насчитывает до 100 машин. Дислокация крупных автопредприятий по территории города неравномерна. Так в Автозаводском районе насчитывается 47 предприятий, в Центральном районе – 24, в Комсомольском – 9 хозяйств.

Наиболее крупные автохозяйства находятся в промышленных и коммунально-складских зонах: в Автозаводском районе по Южному шоссе, ул. Коммунальной, ул. Заставной; в Центральном районе- по ул. Новозаводской, Комсомольской; в Комсомольском районе – по ул. Громовой, Чайкиной.

Грузовой автопарк предприятий осуществляет городские и междугородние перевозки. Причем за последние годы отдельные предприятия значительно увеличили объем перевозок и грузооборот при небольшом росте численного состава парка, как например: ОАО «АвтоВАЗагрегат», где грузооборот за 5 лет вырос в 1,5 раза; ОАО «ТольяттиАЗОТ» - за три года в два раза; ЗАО «Автомобилист» - за 5 лет почти в 2 раза (при снижении численного состава парка). Важно отметить наличие в составе парка значительного числа автомобилей большой грузоподъемности.

Парк легкового автотранспорта за 5 лет возрос более чем на 20 000 автомобилей. Хранение индивидуального легкового автотранспорта осуществляется в гаражных кооперативах, индивидуальных боксовых гаражах, на охраняемых стоянках и на приусадебных участках в частном секторе.

Общее количество мест для постоянного хранения индивидуальных транспортных средств по данным ГлавАПУ города составило 115288, в том числе в гаражах 90305 ед.

Обеспеченность населения местами хранения личного автотранспорта составила 82%, в том числе, в гаражах – 64%.

Обобщенные данные по районам города по состоянию на 01.01.2001 года приведены в таблице.

№№
п/п
Район города

Кол-во гаражных кооперативов

Кол-во мест в гаражах

Инд. гаражи

мест

Открытые стоянки

Эксплуат.

Строящ
проектир.

Эксплуат.

Строящ
проектир.

1.

Автозаводский

141

26

54 942

1219

--

18011

2.

Центральный

82

2

16 336

1283

392

3653

3.

Комсомольский

76

--

18 411

--

224

3319

 

ВСЕГО

299

28

89 689

2502

616

24983

Примечание: информация в гр. 7,8 приведены по данным работы «Размещение гаражей и автостоянок…», выполненной Гипрогором в 2000г.

На территории города гаражи и стоянки размещаются в селитебной и коммунально-складской зонах.

Общий характер дислокации мест хранения индивидуального транспорта по районам города представлен в таблице.

№№
п/п
Район города

Размещение объектов по отношению к общему кол-ву

Селитебная зона
%

Промышленно-коммунальная зона
%

ВСЕГО
%

1.

Автозаводский

86

14

100

2.

Центральный

52

48

100

3.

Комсомольский

31

69

100

В целом по городу в селитебной зоне, включая санитарно-защитную зону, размещено порядка 73% мест хранения подвижного состава жителей города.

В Автозаводском районе наиболее широкое применение находят гаражи с использованием подземного пространства, а в Центральном и Комсомольском – наземные 1, 3 – 4 этажные гаражи.

В городе функционирует широкая сеть предприятий автосервиса: СТО и АЗС.

По данным ГлавАПУ города по состоянию на 01.10.2001 г. в городе насчитывалось действующих и строящихся 42 СТО и 55 АЗС. Значительная часть АЗС и СТО находится на территории селитебной и промышленной зон, а также на Обводной дороге и въездах в город.

Общая характеристика дислокации предприятий обслуживания автомобилей по районам города приведено в таблице.

№№
п/п
Район города Кол-во СТО
ед.

АЗС

Кол-во
ед.

Число колонок
шт.

1.

Автозаводский

22

25

82

2.

Центральный

11

10

29

3.

Комсомольский

7

8

32

4.

Обводная дорога

2

12

41

 

ВСЕГО

42

55

184

Уровень обеспеченности АЗС составляет – 1 топливозаправочная колонка на 800 легковых автомобилей, что удовлетворяет нормативному требованию по обслуживанию населения (1 колонка на 1200 автомобилей).