например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

Ставропольские клады

 


 

За последние 120 лет на территории нашего района строители, рыбаки, вездесущие ребятишки и просто случайные люди обнаружили десятки кубышек с монетными кладами. Как и когда они попали в землю?

Основу кладоискательства в России заложил еще Иван Грозный, открывший клад в Новгородском Софийском соборе. С тех пор в русском народе стало ходить много легенд и преданий о кладах. В Поволжье, где буйствовала казацкая вольница, разбойники прятали награбленное, отсюда появились легенды о кладах Разина и Кудеяра.

Свод Законов Российской империи определял клад как «сокрытое в земле сокровище». Клад мог быть спрятан в стене дома или в какой-нибудь вещи. Их зарывали специально от пожара, от лихих людей, а часто и сами лихоимцы. Опытный торговец впрок запрятывал в землю деньги, не участвующие в торговом обороте. Изготавливались кубышки для тайного хранения денег, а строители делали в домах специальные тайники. Размеры клада зависели от материального благополучия владельца. Если накопление шло много лет, то получался клад длительного накопления, монеты в нем разделялись десятками лет. В том случае, если торговец или помещик получал большой капитал от разовой сделки (продажи имения, удачной игры) получался клад краткого накопления. По русским народным поверьям для открытия и завладения кладом нужно было отслужить молебен святому Иоанну новгородскому, открытый клад окропить святой водой. Кладоискатели на Руси имели вызывные книги, содержавшие заклинания, записи и чертежи, составленные по устным преданиям о кладах.

Волга - один из крупнейших речных торговых путей, поэтому ничего удивительного нет в том, что по её берегам попадались и до сих обнаруживают клады монет - свидетельства торговых операций.

Первая находка арабских монет в пределах Ставропольского уезда относится к 1856 г. Тогда обнаружили клад из 90 куфических дирхемов (монеты Тагиридов, Саффаридов, Саманидов). Специалисты датировали эту находку 895-935 годами. Клад передали Павлу Степановичу Савельеву - известному археологу, члену нумизматическо-археологического общества, автору топографии монетных кладов России, совершившему ряд открытий по золотоордынской нумизматике.

По законам Российской империи, найденный в земле клад принадлежал владельцу земли. Закон не возбранял частным лицам производить на своих землях археологические исследования и продавать найденные предметы. В те годы научный интерес представляли только античные и средневековые монеты (до XIII в.). Из найденных монетных кладов, как правило, выбирались редкие и наиболее хорошо сохранившиеся монеты для систематической коллекции частных лиц и немногочисленных в те годы музеев. Монетные клады нового времени не интересовали научные учреждения и государство. Самая крупная археологическая коллекция принадлежала ставропольской помещице Софье Александровне Перси-Френч рожденной Киндяковой, имевшей поместье в Киндяковке. Софья и Роберт Перси-Френч на свои средства производили археологические раскопки в пределах губернии, большая часть их коллекции перешла после 1917 г. в собственность государства.

В 1890 г. в селе Мусорка в осыпи берега реки Ташолка рыбаки нашли денежно-вещевой клад. Позднее нумизматы датировали находку X веком. Клад состоял из железного боевого топорика и 45 куфических дирхемов Саманидов, Бувейгидов, Зийяридов, Салларидов. Клад передали в Эрмитаж. Хронологические рамки изготовления вещей и монет этого клада - 930-989 гг. Описание его вошло в несколько научных монографий. В отчете Археографической комиссии за 1893 г. читаем: в селе Рождествено Ставропольского уезда случайно обнаружен клад. Он состоит из 12 медных котлов и других бытовых предметов X века. В 1894г. у села Бряндино Ставропольского уезда крестьянка Мария Михайловна Баканова во дворе у погреба нашла клад из 283 серебряных русских копеек XYII века. Клад был передан в Императорскую археологическую комиссию (председатель граф Алексей Александрович Бобринский), Баканова получила вознаграждение четыре рубля серебром. В 1898 г. в пределах нашего уезда рабочие на постройке плотины раскопали большой клад медных чеканных изделий.

1908 год. Село Александровка Рязановской волости. Лемех крестьянского плуга при запашке удельного надела разбил глиняную корчагу с огромным количеством русских серебряных монет начала XIX века.

В средние века усилилось значение Волжского торгового пути, поэтому в кладах присутствуют восточные и западные монеты, появились свои, волжского происхождения. Знаменитый винновский денежно-вещевой клад найден близ села в 1908 г. рабочими алебастрового завода при раскопке камня для добычи алебастра. Монеты определял Алексей Константинович Марков, хранитель императорского Эрмитажа по восточным монетам. Клад купил граф Платон Валерьянович Зубов, местный землевладелец, помещик и известный коллекционер. Клад состоял из обломков широкого серебряного браслета с выпуклыми украшениями, унизанными кружочками из скани, и 416 джучидских серебряных монет (Джанибека, Абдуллаха, Мухаммед-Булака, Тохтамыша, Бек-Пулада, Тимура и Мурада)

XIY века).

В 1911 г. в селе Белозерки Ставропольского уезда на кладбище при рытье могилы обнаружили сундучок с кладом русских и западноевропейских серебряных монет XYIII-XIX веков.

В отчете Археографической комиссии за 1912 г. сообщается о кладе из 449 русских серебряных медных монет XYIII века. Об этой находке заявили крестьяне села Красный Яр старосте Крестовогородищенского волостного правления Ставропольского уезда.

В 1917 г. «Известия Археографической комиссии» сообщили о том, что на общественной земле был открыт клад из серебряных слитков и 941 арабской монеты. Находку сельское продало местному помещику.

В начале позапрошлого века в Ставрополе обрушился берег Воложки вместе с домами, стоявшими на улице Миллионной. В песчаной осыпи стояло несколько медных кувшинов, наполненных мелкими серебряными монетами. По преданиям, этот клад зарыл кто-то из местных купцов при возникшей угрозе захвата Ставрополя пугачевцами. О находке было заявлено в городскую управу. Клад описали и продали. Вырученные деньги пошли в пользу городского общества.

Революция и гражданская война заставили людей спасать от разграбления нажитое добро.

В 1918 г. погиб церковный староста Троицкого собора Масленников, закопавший в подполе своего дома церковную казну, чтобы не разграбили красные и белочехи.

Несколько состоятельных дворянских и купеческих семей выехало из Ставрополя в 1917-1918 гг. При национализации их домов там расселяли руководителей местных органов власти. Произведения искусства, ценности, найденные в тайниках этих зданий, перешли в руки новых владельцев. К примеру, были заселены дома Н.А. Климушина на Полевой, Апаковской и Казанской, А.И. Борисова на Базарной площади. В тревожные дни крестьянского восстания 1919 года от грабежа не был застрахован никто. Поэтому многие спрятанные тогда ценности остались в тайниках, а владельцы погибли. И вполне возможно, мы еще узнаем о них.

В наши дни поиск кладов - дело ученых-археологов. Летом 1984 г. экспедицией КГУ при раскопках кармалинского городища близ села Кармалы Ставропольского района на хозяйственной ямы был найден клад. Он состоял из свертка золотой фольги, серебряного наконечника ремня, серебряной шейной гривны и 7 сасанидских монет. Происхождение клада относят к именьковской культуре. В 1983 г. во время разведки на правом берегу Волги у села Лбище Ставропольского района найдена джучидская монета конца XIII века.

Клады хранят свои тайны. И ждут тех, кто их отыщет.

Весь сайт

Деятельность