например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

Визит Михаила Сергеевича Горбачева в Тольятти

 

 

          Визит первых лиц Советского Союза в какую-либо точку страны всегда был неслучаен. Часто он означал либо старт новой политической или идеологической кампании, либо важные перемены, которые должны были произойти в месте визита. Иногда это было начало строительства или пуск в эксплуатацию какого-либо нового промышленного объекта, начало нового экономического эксперимента и т.д. Визит М.С. Горбачева в Куйбышевскую область и Тольятти в апреле 1986 г. имел большое значение не только для нашего города, но и для страны в целом. В ходе визита новый генеральный секретарь КПСС озвучил важные перемены, которые готовила партия в деле управления СССР. Справедливости ради, стоит сказать, что с высоких трибун эти перемены были провозглашены незадолго до визита Горбачева, на XXVII съезде КПСС, состоявшемся в марте 1986 г. По устоявшейся в годы «застоя» традиции, съезд должен был подвести итоги прошедшей одиннадцатой пятилетки и наметить перспективы на двенадцатую, ставшую для советской экономики последней.

          Одиннадцатая пятилетка не принесла серьезных экономических успехов. Наоборот, она показала увеличение отставания от стран Запада, вступивших в «информационную» эру, основанную на широком внедрении персональных компьютеров, промышленных роботов, мелкотоварных высокотехнологичных производств. XXVII съезд фактически признал отставание в новых ключевых отраслях экономики. Чтобы его ликвидировать был принят комплексный план развития советской экономики до 2000 года, который вошел в историю, как программа «ускорения». Программой предполагалось за счет внедрения новых технологий добиться прогресса во всех значимых отраслях советской экономики – от машиностроения до сельского хозяйства – и вывести ее на новый качественный уровень, соответствующий передовым экономикам Запада. Амбициозность программы «ускорения» впечатляла: за 15 предстоящих лет предстояло сделать столько же, сколько за 70 предыдущих, что предполагало напряжение всех сил страны. На съезде было особо отмечено, что успех программы напрямую зависит от того, насколько советские, партийные, профсоюзные организации, трудовые коллективы предприятий сумеют изменить свою работу, проявить в ней творческую инициативу, приспособиться к новым требованиям времени. Так, вместе с «ускорением» было произнесено слово «перестройка» – второе ключевое слово «эпохи Горбачева», давшее название последнему историческому периоду существования СССР.     

          После съезда, опять же по устоявшейся традиции, новый лидер партии должен был рассказать о ее решениях трудящимся. Местом встречи М.С. Горбачева с гражданами стала Куйбышевская область. В Тольятти 8 апреля 1986 года на встрече с трудящимися Волжского автозавода и города генеральный секретарь КПСС впервые широко озвучил ранние идеи перестройки. Тольятти для этого был выбран неслучайно. Молодой промышленный центр с современными предприятиями, значительным в то время научным потенциалом, с многочисленным и молодым рабочим классом, он проектировался и развивался как «образцовый» социалистический город. Тольяттинские заводы, прежде всего, Волжский автомобильный завод, относились к числу крупнейших в своих отраслях. Они часто выступали инициаторами различных экономических и технологических экспериментов, получавших развитие и на других промышленных площадках. Перестройка предполагала масштабные экономические эксперименты, связанные с полным или частичным переводом предприятий на самоокупаемость и самофинансирование, в рамках пока что еще государственного заказа. В какой-то степени это было возвращением к временам новой экономической политики. Но продиктовано оно было не желанием вернуться к «ленинским принципам» управления экономикой и государством, как об этом часто говорилось в то время, а гораздо более прозаичными соображениями. На фоне стагнации экономики в СССР начал уменьшаться приток валюты, что ставило под угрозу планы дальнейшего роста. Перевод предприятий на самоокупаемость давал шанс на развитие наиболее эффективным из них (т.е. рентабельным). К числу таких относился и Волжский автомобильный завод, уровень рентабельности продукции которого, по данным некоторых исследователей, насчитывал сотни процентов. Волжский автозавод уже участвовал в эксперименте по переходу на самоокупаемость и показывал неплохие результаты. Его опыт предполагалось распространить и на другие предприятия. Наконец, весомым фактором для визита генерального секретаря в наш город была известность Тольятти гражданам СССР. Страна знала Тольятти как один из локомотивов индустриального развития. Немаловажным для визита генерального секретаря являлось наличие в городе сильных партийной и комсомольской организаций. В КПСС состояло до 2% взрослых горожан. В то же время оппозиционные настроения в городе почти никак не проявлялись. С точки зрения коммунистических лидеров Тольятти идеально подходил для того, чтобы публично обозначить новые изменения в политике партии и правительства. 

          Общение с трудящимися новый лидер страны, пожалуй, уже традиционно, начал с критики существующего положения дел. Впрочем, вряд ли это делалось только в целях популизма. Экономика и общество второй сверхдержавы мира действительно стагнировали, и все больше рядовых граждан страны понимали это. Горбачев отметил недопустимость многих старых подходов к решению накопившихся проблем. В его публичной речи прозвучало слово, ставшее ключевым для обозначения новой политики – «перестройка». Надо сказать, что сам термин не был изобретением генсека. Термин «перестройка» появился в советских документах рубежа 1920–1930-х гг. для обозначения ряда перемен в управлении народным хозяйством страны при переходе к плановой экономике. Схожий термин можно найти в документах Международного валютного фонда начиная с 1970-х гг., когда после масштабного энергетического кризиса началось реструктурирование экономики развитых стран: сокращение доли тяжелой промышленности при наращивании выпуска потребительских товаров, смещение акцента с показателей промышленного роста на вопросы экологической безопасности, удовлетворение повседневных потребностей граждан за счет увеличения доли сектора услуг и т.д. Примечательно, что М.С. Горбачев неявно, не расставляя соответствующие акценты и не приводя сравнений, во многом озвучивал программу действий, предложенную международными финансовыми структурами странам Запада и принятую правительствами этих стран для исполнения.        

          Положения нового курса нашли отражение в речи М.С. Горбачева перед трудящимися Волжского автозавода. Генеральный секретарь напрямую не критиковал очевидные перекосы в советской экономике, ее, как выражаются современные либералы-монетаристы, «утяжеленность». Однако он обратил внимание на негативное влияние экономических диспропорций. На примере тракторной промышленности, генсек отметил стремление к перепроизводству готовой продукции в целях перевыполнения плана. При этом, он подверг критике невнимание руководителей предприятий к выпуску комплектующих для техники, производство которых давало незначительный прирост плановых показателей. В какой-то степени это была и скрытая критика промышленной политики самого автозавода: автолюбители в СССР неоднократно жаловались на острый дефицит запасных частей к вазовским машинам, доступность которых была резко ограничена. Но открытой критики промышленной политики, проводившейся в стране десятилетиями, еще не прозвучало – это было дело будущего.  

          То, что в сфере экономики произойдут изменения из выступления М.С. Горбачева следовало несомненно. Большое значение новый генеральный секретарь придавал наращиванию выпуска социально значимых товаров, и это не случайно. Традиционно в СССР приоритетной поддержкой государства пользовалась тяжелая промышленность, особенно ее оборонные отрасли. Результатом такой политики стало существенное отставание гражданских отраслей экономики не только от лучших мировых производителей, но даже от увеличивающихся требований внутренних потребителей. Середина 1980-х гг. была отмечена острым дефицитом продовольствия и товаров народного потребления, особенно в провинции. Граждане СССР содержали самую крупную в мире сухопутную армию, но не всегда могли себе позволить поставить на стол мясо или колбасу. Наблюдались перебои в снабжении молоком и маслом. О непродовольственных товарах не приходилось и говорить. Качество потребительских товаров оставалось низким, что неоднократно подчеркивалось на самом высоком уровне.

          М.С. Горбачев в своем выступлении перед трудящимися не обошел эти проблемы стороной. По его мнению, перестройка и ускорение развития экономики должны были в первую очередь сопровождаться повышением качества производимых товаров. Это должно было стать неотъемлемой частью политики ускорения. Он подверг критике действующую систему контроля качества производимых товаров через отделы технического контроля на предприятиях. Вскоре она будет дополнена независимой системой государственной приемки продукции. Начавшаяся кампания борьбы за улучшение качества продукции имела для Волжского автозавода позитивные последствия. М.С. Горбачев призвал заводчан, в рамках программы ускорения, улучшить качество выпускаемых автомобилей, выйдя на уровень лучших мировых производителей и превзойдя их. Несмотря на очевидную несбыточность пожелания, оно оказалось подкреплено рядом важных решений, итогом которых стала поставка автозаводу современного лабораторного оборудования и создание передового научно-технического центра. Так, даже в позднем советском обществе критические замечания и пожелания превращались в конкретные инициативы и проекты. Другим объектом критики в речи стала неповоротливость действовавшей плановой модели управления государством, ее резистентность к экономическим инновациям, что очень хорошо понимали на автозаводе. На нескольких примерах неудавшихся экономических инициатив М.С. Горбачев постарался показать глубину противоречий между стремлением трудовых коллективов улучшить показатели работы и ведомственным подходом управляющих органов, часто приводившим к удушению любой, даже перспективной инициативы. Эта проблема была не нова и хорошо известна гражданам СССР. Со времен хрущевской «оттепели» чиновники-ретрограды, не дававшие хода ценным производственным или экономическим инициативам, стали излюбленным объектом критики у литераторов и журналистов. Однако в большинстве случаев критика не приводила к существенным переменам, что было связано с самой моделью экономики, основанной на сверхцентрализации управления. Даже инициативы, исходившие из самого политбюро коммунистической партии, далеко не всегда претворялись в жизнь, а часто и просто спускались на тормозах, лучшим примером чему стал итог экономической реформы Косыгина.

          Горбачев прекрасно понимал, что и его реформы может ожидать та же судьба. Возможно поэтому главный «архитектор перестройки» не думал ограничиваться отдельными нововведениями. Поэтому в качестве гарантии успеха и необратимости перемен он и силы, поддерживавшие его, планировали масштабные изменения всей социально-экономической системы. «Мы должны придать больше динамизма развития всем сферам жизни советского общества. Имеется в виду и наша экономика, социальная и духовная сфера, и политическая система» – отметил в своей речи генсек. Эти слова, также как и честная критика недостатков советской системы, пробудили у многих надежду на обновление советского общества, постепенное устранение наиболее вопиющих недостатков «реального социализма» брежневского образца, на возврат к «ленинским» идеям построения справедливого динамично развивающегося общества. Разумеется, те, кто слушали выступление М.С. Горбачева, да и он сам, вряд ли представляли себе в апреле 1986 года, чем уже через пять лет обернется попытка масштабного и ускоренного реформирования столь сложной социально-экономической системы, как Советский Союз. Речь Горбачева перед трудящимся Волжского автозавода стала речью надежды на перемены к лучшему.

          В разделе «Из фондов архива» («Выставки документальные»), размещена интернет-выставка «Визит Михаила Сергеевича Горбачева в Тольятти ». Архивные документы выставки, прежде всего, призваны дать характеристику социально-экономическому положению Тольятти и Волжского автозавода в середине 1980-х годов, а также изменениям в политике коммунистической партии, пришедшимся на этот период. Акцент сделан на публикации докладов и статей лиц, непосредственной отвечавших за развитие страны, города и автозавода.

 

Янчарук Д.В., к.и.н., ведущий специалист Управления по делам архивов

2016 г.       

Весь сайт

Деятельность