например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

К 100-летию Виктора Николаевича Полякова

 

В 1966 году на берегах Волги началось строительство одного из гигантов социалистического производства — Волжского автомобильного завода. Идея его  создания зародилась в верхах власти, как советский вариант массовой автомобилизации общества. Инициатором идеи стал председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин. Она воплощалась в жизнь при прямой поддержке генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. В тот период стране был необходим товар, ради которого население бы рассталось со своими накоплениями, сделанными за послевоенные годы. Кроме того, планировалось продавать автомобили за рубеж, чтобы улучшить сальдо внешнеторгового баланса. Наконец, создания автомобильного гиганта должно было стимулировать экономический рост, замедлившийся в первой половине 1960-х годов. Его строительство предполагалось в сотрудничестве с одной из мировых автомобильных корпораций. Выбор пал на итальянскую фирму «Фиат». Условия, предложенные итальянскими автопроизводителями, оказались наиболее выгодными. В СССР прибыли первые автомобили Фиат-124, которые тестировали и испытывали в полевых условиях. Машины этой марки стали в 1966 году автомобилями года в Европе. Соглашение о сотрудничестве подписали летом того же года в Москве. Место для завода выбрали на берегу Волги. Близость к водной артерии решала многие проблемы завода, в том числе транспортную.

История жизни Виктора Николаевича Полякова до конца его дней оказалась неразрывно связана с крупнейшим проектом в истории отечественного легкового автомобилестроения. Заместитель министра автомобильной промышленности СССР, он добился своего назначения генеральным директором возводимого предприятия. На протяжении следующих девяти лет ему предстояло решать труднейшую задачу: модернизацию огромного сегмента машиностроения СССР. Автомобили концерна Фиат проходили испытания жарой в Крыму и холодом в Воркуте. В итоге, после всех проведенных испытаний советские инженеры создали первый прототип Жигулей — Фиат-124R. Сжатые сроки возведения не предполагали возможностей для длительных согласований изменений в технологиях, деталях и узлах. Но серьезная, даже по меркам XX века, сложность проекта нового предприятия уже таила в себе необходимость постоянных изменений, подстройки импортных технологий и оборудования к российским реалиям. Вехами деятельности Виктора Николаевича Полякова на строительстве Волжского автомобильного завода стали: 1966 год – начало работы на строящемся предприятии; 1970 год, когда с конвейера сошел первый автомобиль; 1973 год, когда Волжский автозавод был официально принят в эксплуатацию, и 1975 год, когда директор предприятия был назначен министром автомобильной промышленности СССР.       

В разделе «Из фондов архива» («Выставки документальные»), размещена интернет-выставка «К 100-летию Виктора Николаевича Полякова». Архивные документы  выставки рассказывают о периоде 1966–1967 годов, когда закладывались основы стратегии технологической и экономической эволюции автомобильного гиганта на Волге. В частности, приведены протоколы о проектно-изыскательских работах по строительству автозавода, определению его основных параметров и первоочередных мероприятий, необходимых для исполнения, приказ министра автомобильной промышленности о задачах по строительству Волжского автозавода. Для иллюстрации международного сотрудничества приводится протокол переговоров с акционерным обществом «Фиат» о выполнении заключенных контрактов. Первые этапы возведения завода освещают докладная записка генерального директора строящегося Волжского автомобильного завода в ЦК КПСС о ходе строительства предприятия и проект статьи в газету «Правда». Эти документы и некоторые другие, размещенные на выставке, позволяют оценить как масштаб предприятия, так и роль его первого генерального директора в скорейшем воплощении в жизнь проекта уникального для страны завода.  

Д.В. Янчарук, к.и.н., ведущий специалист управления по делам архивов

2015 г.

Весь сайт

Деятельность