например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

К 60-летию пуска в эксплуатацию Волжской гидроэлектростанции

 

В 2018 году исполнилось 60 лет со дня торжественного пуска в эксплуатацию Волжской гидроэлектростанции. Одна из главных сталинских «строек коммунизма», она стала основанием для превращения тихого поволжского городка Ставрополь в динамичный индустриальный Тольятти.

Идея о создании крупной гидростанции на Волге зародилась еще в дореволюционной России. Но в то время страна не имела ни экономических, ни технологических возможностей для ее претворения в жизнь. Впоследствии к ней вернулось уже советское правительство в годы индустриализации. С конца 1920-х гг. начались проектно-изыскательские работы по подбору площадки для возведения станции, в том числе в районе Жигулевских гор. К концу 1930-х гг. в общих чертах был сформулирован план «Большая Волга», предусматривавший строительство каскада гидроэлектростанций на крупнейшей реке Европы. Его реализация началась со строительства Иваньковского, Угличского и Рыбинского гидроузлов в 1930-е гг. Но начавшаяся Великая Отечественная война вновь помешала приступить к полному осуществлению плана. Лишь после освобождения страны от фашистских захватчиков и частичного восстановления промышленного производства, в конце 1940-х гг. у Советского Союза появилась возможность вновь вернуться к этому масштабному проекту. Новый импульс планам правительства был придан в конце 1940-х годов, когда практически одновременно началось сооружение Горьковского, Куйбышевского, Сталинградского и Камского гидроузлов.

Куйбышевский гидроузел – Волжскую ГЭС строила вся страна. Только в проектировании сооружений гидроузла и линий электропередач, а также в организации производства работ участвовало 130 проектных организаций и заводских конструкторских бюро. Почти 50 строительных и монтажных организаций различных министерств и ведомств непосредственно выполняли работы на строительных площадках. Поставщиками оборудования и материалов для стройки стали около полутора тысяч промышленных предприятий.  

В короткое время Куйбышевгидрострой стал популярной народной стройкой. Живописные природные условия Средней Волги с ее жемчужиной – Жигулевскими горами – привлекали людей всех профессий, готовых отдать строительству энергетического гиганта на Волге все свои силы, знания и энергию. Сюда приехали и умудренные большим опытом гидростроители с Волгодонского судоходного канала и Цимлянского гидроузла, с Камы и из Нукуса, и молодые специалисты, выпускники вузов из самых различных городов нашей Родины. Здесь же, в Левобережном районе промышленного и гражданского строительства, начал свою трудовую деятельность в Куйбышевгидрострое и молодой прораб, выпускник Новочеркасского индустриального института Николай Федорович Семизоров, будущий руководитель Куйбышевгидростроя. С тех пор его судьба стала неотделима от судьбы стройки, как и судьба другого молодого прораба – Дмитрия Владимировича Еремеева, будущего главного инженера дважды орденоносного Куйбышевгидростроя. Однако костяк работников станции составили заключенные системы Кунеевлага, привлеченные для проведения наиболее тяжелых и неквалифицированных работ. По данным ульяновского историка Е.А. Бурдина общее среднегодовое количество осуждённых в 1952–1957 гг. составило почти 60% от общего количества кадров стройки, а вольнонаёмных (инженерно-технических и руководящих работников, младшего обслуживающего персонала и рабочих) – чуть больше 40%.

С целью форсированной мобилизации всех наличных ресурсов, при нехватке денежных средств и рабочей силы была создана жесткая система тотального контроля государственных органов власти за процессом строительства Куйбышевского гидроузла. Партия и правительство, Куйбышевский областной комитет КПСС и другие организации оказывали постоянную помощь стройке, всеми мерами способствовали выполнению сложного комплекса работ в точно установленные сроки. На местах срочно создавались многочисленные первичные партийные ячейки, организовывалось социалистическое соревнование, и внедрялись передовые методы работы. В широких масштабах применялся принудительный труд осужденных, для которых действовала прогрессивная система зачета рабочих дней. Однако низкая эффективность административной экономической системы и нереальность плановых сроков возведения гидроэлектростанции привела к затягиванию сроков пуска гидроузла в эксплуатацию: вместо 1955 г. он был завершён только в 1958 г.

Строительные работы велись одновременно на большом пространстве. Непосредственно на сооружениях и подготовке ложа водохранилища фронт работ протянулся вверх по Волге на 650 км до города Чебоксары, а на строительстве железнодорожных и автомобильных магистралей и линий электропередач еще дальше – от Ставрополя до Москвы и Урала. За пять лет, отведенных на строительство, предстояло решить сложнейшие задачи. Надо было вынуть и переработать 193,9 млн. кубических метров грунта, уложить 7,671 млн. кубических метров бетона, смонтировать 20 гидроагрегатов мощность 105 тыс. кВт каждый, отсыпать почти четырехкилометровую земляную плотину и, наконец, надежно перекрыть одну из крупнейших рек мира. При  сооружении гидроэлектростанции было переработано более 150 млн. кубометров грунта.

Высокие темпы строительства обеспечивались механизацией всех видов работ. За короткий срок была создана мощная база строительного производства. Карьеры с камнещебеночными заводами, автоматизированные бетонные заводы, арматурные заводы к 1953 г. уже работали на свою полную мощность. Стройка получила необходимое количество землесосных снарядов средней и большой мощности, шагающих экскаваторов и экскаваторов «Уралец», автосамосвалов и других необходимых машин и механизмов. Это позволило полностью механизировать такие трудоемкие работы, как разработка грунта и укладка бетона. Уже в 1955 г. 97,6% всех земляных работ выполнялись Куйбышевгидростроем механизированным способом. В феврале 1951 г. был вынут первый грунт ковша, а в 1952 г. уже началась укладка бетона в основные сооружения. Глубина выемки котлована составила 50 метров, а его площадь 360 тыс. квадратных метров. В пик строительных работ максимальная месячная производительность труда на земляных работах составила 7,6 млн. кубометров. Укладка бетона в отдельные месяцы достигала 395 тыс. кубометров. В августе 1955 г. на строительстве гидроэлектростанции был установлен новый мировой рекорд укладки бетона в сутки: было уложено 19 050 кубометров, против предыдущего рекорда в 15 700 кубометров в сутки на строительстве гидроэлектростанции Гранд-Кули в Соединенных Штатах Америки.

Многое на гидростанции делалось впервые в истории отечественной энергетики. В декабре 1959 года впервые была введена в эксплуатацию высоковольтная линия электропередачи напряжением 500 кВт «Сталинград — Москва». Впервые в мировой практике была построена, испытана и сдана в промышленную эксплуатацию передача постоянного тока 800 кВт «Волгоград–Донбасс». После ввода в постоянную эксплуатацию Волжская ГЭС стала испытательным полигоном электротехнического и гидромеханического оборудования для строившихся в 1960—70-е годы сибирских и зарубежных гидростанций.

Высокие темпы работ обеспечили выполнение гидростроителями повышенных социалистических обязательств по вводу в эксплуатацию первых гидроагрегатов станции. В декабре 1955 г. первый агрегат Волжской ГЭС дал промышленных ток. Электрическую энергию, выработанную в Жигулях, получили многие промышленные предприятия Куйбышевской (ныне – Самарской) области и Москвы. Спустя короткое время еще 11 гидроагрегатов вступили в строй действующих. 25 апреля этого же года было начато заполнение котлована водосливной плотины, а 5 мая буксирный пароход «Мурманск» с караваном барж открыл судоходство через верхние судоходные шлюзы. В следующем, 1957 г., были смонтированы и введены в строй последние восемь гидроагрегатов, закончено строительство здания ГЭС и административных зданий на судоходных шлюзах.

Одновременно с возведением гидроузла гидростроевцы построили на обоих берегах Волги два новых города: Ставрополь, перенесенный из зоны затопления, и Жигулевск. Численность населения в них к 1958 г. достигла 80 тыс. человек. Общая жилая площадь, построенная за эти годы, превысила полмиллиона квадратных метров. Строители и эксплуатационники гидроузла получили 18 школ, 4 больницы, 50 магазинов, 36 столовых, 11 клубов и кинотеатров, 20 бань, 21 детское учреждение. В обоих городах был сооружен водопровод, подведены магистрали для снабжения газом. Через сооружения гидроузла легли железнодорожный путь и автомагистраль Куйбышев – Москва.

В августе 1958 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке всех сооружений гидроузла в постоянную эксплуатацию. Отмечая замечательный труд коллектива Куйбышевгидростроя, советское правительство наградило его орденом Ленина, а созданный гидроузел постановило именовать «Волжская ГЭС имени Владимира Ильича Ленина». Высоко оценило правительство и труд каждого из строителей. Орденом Ленина было награждено 210 человек, орденом Трудового Красного Знамени – 580, орденом «Знак Почета» – 1268, орденом Красной Звезды – 35, 1924 человека были награждены медалями Советского Союза. 24 участника строительства Волжской ГЭС имени В.И. Ленина стали героями социалистического труда. В их числе, бригадир монтажников Н.Д. Ветчинкин, начальник Куйбышевгидростроя И.В. Комзин, экскаваторщики М.Ю. Евец и В.Ф. Лямин, главный инженер проекта гидроэлектростанции Н.А. Малышев, монтажник Н.Д. Мануйлов, секретарь партийного комитета Куйбышевгидростроя А.С. Мурысев, бригадир монтажников А.И. Полевой, главный инженер Куйбышевгидростроя Н.В. Разин, бригадир штукатуров М.Т. Шубина и другие. Тысячи строителей, монтажников и эксплуатационников внесли свой вклад в укрощение волжской стихии, на десятилетия поставив ее на службу людям.

Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС сыграл решающую роль в энергоснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса,  в объединении между собой энергосистем Центра, Поволжья, Юга. Экономический район Нижнего Поволжья также получил мощную энергетическую базу для дальнейшего развития народного хозяйства. Важную роль сыграла ГЭС и в создании глубоководного пути по Волге. Волжская ГЭС создала возможность для орошения и обводнения больших массивов засушливых земель Заволжья.

Однако строительство гидроэлектростанции имело необратимые на негативные последствия для окружающей среды Поволжья. Как и другие крупные равнинные ГЭС, Волжская гидроэлектростанция критикуется за большие потери земель в результате затопления, подтопления и переработки берегов. Волжским каскадом было затоплено 747 тыс. га сельхозугодий, в том числе 183 тыс. га пашни и 564 тыс. га сенокосов и пастбищ. (При этом в 1937 году в СССР было 135 млн. га пашни, а в 1956 году — 195 млн. га, т.е. потери сельскохозяйственных угодий в масштабе страны были несущественными). Плотина Волжской ГЭС, являющаяся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест промысловым рыбам Каспийского моря. Особенно пострадали белуга, русский осетр, белорыбица и др. Для поддержания их поголовья сегодня применяется искусственное рыборазведение. Однако экономические выгоды эксплуатации ГЭС, в конечном счете, превзошли потери от ее возведения.

В разделе «Из фондов архива» («Выставки документальные») размещена интернет-выставка к юбилею ГЭС. Документы выставки рассказывают о последнем периоде возведения гидроэлектростанции. Представлены докладные записки, о состоянии строительства за разные годы, об освоении денежных средств, о поставке строительных материалов на станцию, решения Совета Министров СССР и министерства строительства электростанций и завершении строительства, документы о социалистическом соревновании.

 

Янчарук Д.В.,

к.и.н., ведущий специалист Управления по делам архивов администрации г.о. Тольятти

Весь сайт

Деятельность