например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

От плотины к новому городу

 

1950-е гг. стали временем кардинальных изменений в судьбе нашего города. В течение этого и последующего десятилетия провинциальный Ставрополь превращается в один из значимых промышленных центров страны. В первой половине XX в. наш город мало изменился по сравнению с дореволюционным периодом. Первая волна индустриализации страны, прошедшая в 1930-е гг., обошла его стороной. После коллективизации сельского хозяйства, аграрный сектор Ставропольского района получил мясо-молочное направление. Строительство крупных промышленных предприятий в районе не предусматривалось из-за отсутствия значимых месторождений полезных ископаемых, рабочих кадров, железнодорожного сообщения. И даже разведка месторождений нефти в Жигулях в 1940-е гг. мало что принесла городу: «разжалованный» в 1924 г. в село, он оставался центром небольшой сельскохозяйственной округи.

Однако новый промышленный подъем страны после Великой Отечественной войны радикально изменил ситуацию. Одним из первостепенных направлений экономического развития в конце 1940–1950-х гг. стало развитие гидроэнергетики за счет строительства крупных гидроэлектростанций на великих русских реках. Масштабные «стройки коммунизма» должны были обновить энергетическую инфраструктуру страны, вывести ее из зависимости от ископаемого сырья и стать драйверами роста для регионов, где размещались новые энергетические мощности. Планы по созданию гидроэлектростанции в Среднем Поволжье советское правительство имело еще в 1930-е гг. Но реализации проекта помешала Великая Отечественная война. К нему удалось вернуться лишь в конце 1940-х годов. В 1949 г. Ставрополь вновь вернул себе статус города. В его округе начинается строительство Куйбышевской ГЭС им. В.И. Ленина (в настоящее время – Жигулевская ГЭС), которая должна была стать крупнейшей гидроэлектростанцией в мире.

Для возведения гидроэлектростанции создается особая строительная организация – управление строительством «Куйбышевгидрострой». Она была включена в структуру министерства внутренних дел, до 1953 г. предоставлявшего управлению спецконтингент строителей из числа заключенных. Так открылась новая страница в истории Ставрополя, связанная с Куйбышевгидростроем и его легендарными руководителями И. В. Комзиным, Н. В. Разиным, Н. Ф. Семизоровым. Куйбышевгидрострой являлся одной из важнейших строительных организаций региона, штате которого насчитывалось свыше 40 тысяч инженеров и строителей.

Создание Куйбышевской ГЭС им. В.И. Ленина пришлось на 1949–1958 гг. Задача возведения столь сложного объекта решалась в несколько этапов. На первом из них, пришедшемся на начало 1950-х гг., был выполнен комплекс работ по перекрытию Волги и насыпке плотины. Этот этап завершился 30–31 октября 1955 г. перекрытием Волги. В это время на берегах реки создается крупный комплекс заводов по выработке бетона и изготовлению конструкций из него, строятся подъездные автомобильные и железнодорожный пути. В городе появляется передовая промышленность строительных материалов, необходимая для его дальнейшего поступательного развития, складывается мощная строительная индустрия, которой было по силам выполнение самых сложных технических задач своего времени.

На втором этапе строительства гидроэлектростанции, в 1955–1958 гг., был возведен ее корпус и смонтировано оборудование. 9–10 августа 1958 г., во время визита в город Н.С. Хрущева, Куйбышевский гидроузел был принят в эксплуатацию правительственной комиссией. За работу по возведению гидростанции Куйбышевгидрострой был награжден орденом В.И. Ленина. Двадцати пяти строителям и монтажникам, в числе которых были М.Ю. Евец, Г.М. Игнатьев, В.М. Клементьев, И.В. Комзин, В.С. Кормин, А.И. Лебедев, Н.Д. Мануйлов, А.И. Полевой и другие, было присвоено звание Героев Социалистического Труда.

Вместе со строительством гидроэлектростанции перемены затрагивают и Ставрополь. В 1949 г. Ставрополю, который с середины 1920-х гг. являлся селом, возвращают статус города. В то время это был маленький провинциальный поволжский городок с населением около 10 тыс. человек, жители которого занимались сельским хозяйством, рыболовством и промыслами. В 1951 г. в городе действовали районный промышленный комбинат (пилорама, производство мебели, кирпичный цех, мельница), городской пищекомбинат (выпечка хлебных изделий, производство безалкогольных напитков), артель «Заря» (сапожная и швейная мастерские, кирпичное производство), артель «Красный инвалид» (гончарное и сапожное производство), машинно-тракторная станция, обслуживавшая окрестные колхозы, мельница, инкубаторная станция, ремонтно-механический завод и др.

В связи со строительством гидроэлектростанции возникла проблема переноса города, который в связи со строительством плотины попадал в зону затопления. В 1951 г. велась съёмка плана местности вокруг города. Специалисты ленинградского проектного института «Гипрогор» («Ленгипрогор»), обследовавшие город, предложили два варианта решения проблемы: перенос города на новое место, либо создание плотины вокруг города, что уже делалось для небольших городков на Верней Волге. Второй вариант был отклонен из-за высокой себестоимости строительства, рисков подмывания и прорыва плотины и отсутствия в Ставрополе имеющих историческую ценность зданий, которые требовали охраны, но не могли быть перенесены на новое место. Проект переноса города и создания новых микрорайонов Ленгипрогор подготовил в 1951 г. Автором проекта стал архитектор Ю.М. Киловатов. Первый вариант застройки нового Ставрополя рассчитывался лишь на 16 тысяч жителей. В городе с таким населением по нормативам должен предполагался клуб на 530 мест, пять школ, четыре ясли-сада и пять детских садов, две бани, 5 школ и больница на 150 мест. Но первоначальный проект несколько раз корректировался, преимущественно в сторону удешевления строительства, а также в связи с размещением в районе гидроэлектростанции новых машиностроительных и химических заводов. Проектная численность населения постепенно увеличивалась, как и число подлежащих возведению гражданских объектов.

Поэтому перенос зданий Ставрополя из района затопления не был привязан к разработке проекта. Он начался вместе с работами по оборудованию ложа плотины. Место для переноса города было выбрано севернее зоны затопления, на возвышенности. По площади оно превышало 300 га пахотных земель, отведенных у колхоза им. Куйбышева таким образом, чтобы в перспективе имелась возможность продолжить застройку. Существует известная легенда, что при выборе места для нового города мнение горожан разделилось: часть из них предлагала выбрать зону застройки ближе к лесу, и лишь твердый отказ председателя горисполкома А.И. Мельникова, призвавшего сберечь лес, привел к отклонению этой идеи. В действительности выбор места был продиктован его удобством, близостью к строящимся предприятиям и отдаленностью от линз с питьевой водой для снабжения горожан, которые могли подвергнуться загрязнению и разрушению при расположении рядом с ними жилых домов.

В январе 1951 г. был объявлен конкурс на разработку технического проекта наиболее экономичного проекта переноса городских деревянных зданий без их разборки. Чуть позднее, в феврале 1953 г. при горисполкоме было образовано Управление главного архитектора города, которое возглавил М.А. Сорокин. Предполагалось перенести на новое место около 2,5 тыс. жилых домов. Подавшие заявку на переселение получали земельный участок и небольшие подъемные для организации переезда. Большую помощь в работе по переселению жителям оказал Куйбышегидрострой, выделявший людей и технику для организации переезда. Но местных руководителей больше беспокоил перенос административных учреждений и объектов социальной сферы, к числу которых относились районный дом культуры, райисполком, педагогическое училище, мелиоративный техникум, районная и детская библиотеки, средняя школа, детсады, ясли.

        Ставропольцы в массе при переносе жилья оказались предоставлены сами себе. Поэтому многие из них оттягивали срок переезда, в надежде на оказание помощи со стороны горисполкома и строителей. Первым согласился на переезд престарелый портной В.К. Стариков, проживавший со своей женой и дочерьми. Он переселился 2 мая 1953 г. Его примеру начали следовать другие горожане. Однако темпы переноса зданий оставались очень низкими. За 1953 г. было перенесено всего 240 индивидуальных домов, к середине 1954 г. – еще примерно столько же. В течение 1953 г. в городской черте межевались участки под индивидуальную застройку и городские здания. Предполагалось выделить около 3,5 тыс. участков: не менее тысячи для переносимых зданий и 2,5 тыс. для индивидуальных застройщиков. В 1953 г. новые улицы и переулки получили свои имена. Затруднял переезд срыв ввода в эксплуатацию необходимых коммуникаций. Первую зиму на новом месте ставропольцы провели без воды, с перебоями в электроснабжении и телефонной связи. Лишь после перекрытия плотины и начала накопления воды в водохранилище, когда оттягивать дальше переезд не представлялось возможным, перенос домов принял массовый характер. Тогда же, к середине 1950-х гг. относительно стабильно заработали объекты коммунального хозяйства. Жизнь на новом месте начала налаживаться.

Всего из зоны затопления было перенесено 2540 строений – большинство из имевшихся в то время в городе. Но некоторые из них, особенно имевшие массивные фундаменты или трудные для разборки, решили не переносить, а уничтожить. Так, 31 мая 1955 г. было взорвано самое старое из сохранившихся зданий города – Троицкий собор.

Перенос Ставрополя на новое место стал частью плана комплексной застройки территории вокруг строящейся гидроэлектростанции, разработанного Ленгипрогором. Новый город, расположенный севернее зоны затопления, должен был состоять из трех групп застройки:

– рабочие поселки на правом и левом берегах Волги (в том числе Портовый, Шлюзовой);

– район, отданный под перенос старого города;

– новые районы города, застраивавшиеся для работников Куйбышевгидростроя и возводящихся химических и машиностроительных заводов – так называемый Соцгород.

Появление рабочих поселков в зоне строительства гидроэлектростанции шло параллельно подготовке к переносу. Каждый рабочий поселок, как и Соцгород застраивались по единым планам, разработанным ленинградским проектным институтом. Планы застройки подразумевали возведение многоэтажных зданий (от двух до пяти этажей) с электричеством, сетями отопления и водопроводом. Электричество и тепло для города должна была вырабатывать ТЭЦ, строившаяся для снабжения энергией и паром предприятий «большой химии». ТЭЦ начала работать в декабре 1957 г. До этого электроснабжение города осуществлялось по временным схемам. Водой город обеспечивался из артезианских источников, расположенных в его черте. К бурению скважин для добычи воды приступили в начале 1950-х гг., и в 1955–1956 гг. ставропольцы начали получать чистую воду. В 1954 г. началась газификация Ставрополя. В дополнение к жилой застройке, «Гипрогор» планировал масштабное строительство социально значимых объектов: школ и детских садов, библиотек, больниц, магазинов. Обеспеченность населения социальными объектами устанавливалась на уровне ведущих промышленных центров страны, поскольку Ставрополь предлагалось со временем превратить в один из них. Создавая план застройки проектанты не предполагали возведения крупных микрорайонов, что впоследствии будет реализовано при застройке Автозаводского района. Соцгород, как и прилегающая к нему застройка, был разделен на небольшие микрорайоны, состоявшие из нескольких многоквартирных жилых домов, или одноэтажных домов частного сектора.

В центре нового города располагались площадь и парк. От них тремя лучами шли главные улицы (Сталина, Ленина, Химиков). Их ширина, с учётом численности населения, составляла 25 метров. Ливневая канализация для города численность меньше полумиллиона по советским нормативам не предполагалась. Поэтому перенесенный Ставрополь (сегодня – Центральный район Тольятти) остался без этого блага. Вдоль главных улиц возводились двух и четырехэтажные этажные многоквартирные дома, строившиеся по типовым проектам. Частный сектор, перенесенный из мест затопления, находился в глубине кварталов.

Вместе со строительством заводов, по самым передовым на тот момент технологиям возводился современный промышленный центр со всеми бытовыми удобствами и развитой сферой обслуживания: строились магазины, библиотеки, кинотеатры, детские сады, школы. Бурное экономическое развитие Ставрополя способствовало притоку в него новых жителей, что привело к новой корректировке проекта застройки: к 1953 г., проект предполагал строительство города с населением в 40 тыс. человек. В дальнейшем, в связи с возведением заводов «большой химии» Ю.М. Киловатову дается указание переработать проект застройки с расчетом уже на 100 тыс. горожан. В мае 1955 г. Ленгипрогор представил доработанный план застройки Ставрополя, по которому уплотнялась застройки в городской черте и увеличивалась этажность зданий.

Ансамбль из «сталинок» и «хрущевок» украшали административные здания: горкома КПСС, ставропольских городского и районного исполкомов. Внешний облик здания горкома проектировался в стиле неоклассицизма, с арочными окнами, плоскими колоннами, «бусами» и декоративными элементами из лепнины. Здания местной администрации строились в стиле «сталинский ампир». Однако с 1956 г. началась борьба Н.С. Хрущева с «архитектурными излишествами», с помощью которой пытались найти добавочные средства на масштабное жилищное строительство, развернувшееся в стране. Типовые проекты жилых и общественных зданий упрощаются, они теряют элементы внешнего декора, что, безусловно, обедняло архитектурные ансамбли, делало молодые промышленные города Советского Союза похожими друга на друга. Этой судьбы не удалось избежать и Ставрополю.

В конце 1950-х гг. Ставрополь приобретает все черты крупного промышленного центра Поволжья. Город постоянно растет не только численно, но и укрупняется территориально. В 1953 г. в подчинение городской администрации перешел поселок Портовый, в 1955 г. городу передаются земли близлежащих колхозов, а также часть лесного фонда, в 1959 г. – поселки Комсомольский и Жигулевское море. Новые территории продолжают интенсивно осваиваться и застраиваться промышленными, жилыми и социальными объектами. К началу 1960-х гг. численность населения Ставрополя превысила 80 тыс. человек. В городе эксплуатировались 17 промышленных предприятий, выпускавших продукции на 37,5 млн. рублей. Жилой фонд Ставрополя составил 534 тыс. кв.м., в городе работали 18 школ с 6,9 тыс. учащихся, 25 детских садов, 9 больниц и кинотеатр на 330 мест. В промышленной зоне возводился комплекс химических предприятий: завод синтетического каучука и заводы по производству фосфатных и азотных удобрений. Их создание диктовалось потребностью сельского хозяйства страны в новых видах минеральных удобрений, а для завода синтетического каучука в регионе имелись богатые запасы нефтехимического сырья. Комплекс химических предприятий оказался удачно дополнен машиностроительными заводами: ртутных выпрямителей (в дальнейшем – «Трансформатор») и цементного машиностроения («Волгоцеммаш»).

Основы для промышленной трансформации Ставрополя были заложены в первой половине 1950-х гг., в связи с развитием промышленной базы управления строительства «Куйбышевгидрострой» и переносом города на новое место. Это знаковое событие открыло новую, индустриальную, страницу в истории Ставрополя–Тольятти.

В разделе «Из фондов архива» («Выставки документальные») размещена интернет-выставка документов, которая содержит постановления Совета Министров РСФСР, тольяттинского горисполкома, приказы начальника Куйбышевгидростроя, связанные с организацией переноса Ставрополя из зоны затопления, справки об организации строительных работ и новых технологиях, применявшихся при строительстве новых районов города, сведения о бытовом обслуживании строителей Куйбышевской гидроэлектростанции.

 

 

Янчарук Д.В. к.и.н., ведущий специалист Управления по делам архивов

 администрации г.о. Тольятти

2019

Весь сайт

Деятельность