например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Департамент общественной безопасности

Памятка педагогам

 

                                  О  пятиклассниках

 Это период определяет, как человек будет реагировать на события своей жизни, принимать решения; какой круг общения он выберет; как будет относиться к себе и другим людям; как будет строить отношения с противоположным полом и коллегами; будет ли он успешным, научиться ли достигать желаемого; каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности.

Главная задача педагогов, работающих с пятиклассниками – обеспечить преемственность при переходе из начальной школы в основную.

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», говорил В.В. Сухомлинский.

Преемственность в образовании – это:

  • Связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), которые обеспечивают эффективное поступательное развитие ребенка.
  • Взаимность, взаимная поддержка и непротиворечивая деятельность разных участников образовательно-воспитательного процесса.
  • Использование результатов деятельности друг друга.
  • Формирование универсальных учебных действий.
  • Реализация единой линии развития ребенка на разных этапах образования.

Основные потребности младших подростков:

Достойное положение к коллективе – стремление избежать изоляции, отсутствие адаптации к положению «худшего».

Верный друг.

Движение и проявление физической активности.

Творческое самовыражение и игра.

Умение отстаивать себя.

Расширение собственных границ.

Удовольствия.

Развитие и обучение через практику.

Внимание и поддержка.

Четкие правила.

Возрастные особенности младшего подростка

Из представленного перечня признаков младшего подросткового возраста выберите отличительные признаки современного пятиклассника. Обсудив в группе, обведите соответствующий номер. Дополните список своими вариантами признаков современного пятиклассника.

Цель: развитие способности анализировать личностные качества подростков.

Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе.

Трудно переживают неудачи.

Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского.

Отвращение к необоснованным запретам.

Восприимчивость к промахам учителей и родителей.

Ярко выраженная эмоциональность – грубость, плаксивость, частая смена настроения.

Требовательность к соответствию слов делу.

Повышенная утомляемость.

Проявляется абстрактность и критичность мышления.

Формируется способность рассуждать, строить гипотезы без использования конкретных предметов, вербально.

Характерно дихотомическое «черно-белое» мышление.

Начинает снижаться учебно-познавательная мотивация.

Увлекаются компьютерными играми, общением в социальных сетях.

Самоутверждаются с помощью гаджетов и «продвинутости» в ИКТ.

Склонны к групповому «заражению» - хотят делать то же, что сверстники.

Сохраняется внушаемость.

Трудности в воспитании и обучении

Многие трудности в воспитании и обучении связаны с неадекватными ожиданиями взрослых.

Не воспринимайте пятиклассников, как маленьких детей, которые готовы исполнить любое требование.

Не ожидайте от них запрограммированного поведения.

Не упрощайте внутренний мир ребенка – он намного сложнее, чем кажется.

Учтите, что они еще не умеют хорошо давать обратную связь, не знают, как ответить на несправедливость и критику.

Они еще только учатся объяснять, что обижает и задевает их, что мешает хорошо учиться и дружить со сверстниками.

Откажитесь от жесткого контроля, а также от попустительства.

Помощь в адаптации

Педагог помогает детям адаптироваться в среднем звене, помогая выполнить задачи предшествующего возрастного этапа, если они не были выполнены, а именно:

- планировать свою деятельность, т.е. уметь ее организовывать в соответствии с целью;

- контролировать, т.е. сопоставлять результаты своих действий с намеченной целью;

- находить различные свойства предметов, закономерности в окружающем мире и использовать их;

- слушать другого человека и выполнять требования;

- анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, объяснять понятия;

- вступать в контакт со сверстниками, общаться с ними;

- правильно реагировать на различные трудные ситуации;

- относиться к учебе как к очень важному делу;

- развивать речь;

- развивать мелкую моторику;

- развивать координацию движений;

- развивать кругозор;

- развивать познавательную активность.

Чтобы сохранить хорошие отношения

Если педагог хочет сохранить хорошие отношения с подростком, важно:

- исключить нотации и длинные предложения в общении с ним;

- избегать чрезмерной критики, насмешек;

- предлагая что-либо сделать, предоставлять возможность ему самому выбрать время или способ;

- предъявлять аргументированные требования;

- отказаться от насилия;

- оказывать поддержку, выражать понимание, подбадривать.

Также важно формировать самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, толерантность.

Как реагировать на подростковые «колкости»

Осознайте свои чувства, связанные с подростком: часто это бывает растерянность и раздражение.

Прежде, чем их «сбросить» на «источник» негативных переживаний, скажите себе «Стоп» и попытайтесь понять, что кроется за негативным поведением подростка.

Помните, что подросток нуждается в вашем внимании и поддержке значительно больше, чем кажется на первый взгляд.

Что за этим стоит?

Подросток ведет себя вызывающе и «нарывается» на скандал – может быть, он испытывает напряжение, связанное с предстоящей контрольной. Постоянно «канючит» и ноет – нуждается во внимании. Вызывающе одевается – хочет быть заметной личностью. Агрессивно себя ведет – нуждается в помощи и признании. Отказывается выполнять задание – не уверен в своих знаниях и способностях.

Полезные фразы

Используйте полезные фразы в общении с подростком.

- Давай поговорим.

- Что ты думаешь об этом?

- Что ты собираешься с этим делать?

-  Что будет, если ты это сделаешь?

- Мне интересно твое мнение.

- С тобой интересно общаться.

- Ты рассуждаешь, как взрослый, а легко ли это будет сделать?

- Спасибо, что ты мне доверяешь.

- Я сохраню твою тайну и ни с кем не буду это обсуждать.

Семья – естественная защитная среда для ребенка, но иногда школа – единственное место, где он чувствует себя хорошо.

Причины проблем детей, связанные со школой

Несоответствие методик и технологий обучения возможностям детей.

Нерациональная организация образовательного процесса.

Отсутствие системы работы.

Перенос личных проблем и настроения педагога на детей.

Втягивание детей в конфликты и проблемы.

Игнорирование индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Недостаточный профессиональный потенциал педагогов.

Неадекватный стиль педагогического взаимодействия.

                  Развитие толерантности

Поддерживайте у детей желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.

Поддерживайте у детей желание помогать тем, кто не столь благополучен и здоров, как они. Помогая другим, ребенок учиться быть сильным и заботливым.

Самостоятельность и ответственность

  • Не вмешивайтесь в дела, которые учащиеся выполняют самостоятельно, если они не просят помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать им: «С вами все в порядке. Вы обязательно справитесь».
  • Если какому-то ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
  • возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
  • попросите помочь компетентного одноклассника;
  • по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему их выполнение.
  • Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебные дела, самоорганизацию детей и передавайте их им.
  • Позволяйте учащимся встречаться с отрицательными последствиями своих действий или бездействий. Только тогда они будут становиться самостоятельными и «сознательными». 

                                                                                                                Информационно-методический журнал « Не будь зависим» 2019  №2 (81)

 

Весь сайт

Деятельность