object(cHistory)#9 (5) {
  ["cfg":protected]=>
  object(cCfg)#10 (1) {
    ["db"]=>
    object(cDB)#3 (3) {
      ["queryDescriptor"]=>
      resource(50) of type (mysql result)
      ["descriptor"]=>
      resource(44) of type (mysql link)
      ["db"]=>
      NULL
    }
  }
  ["model":protected]=>
  object(cHistoryModel)#11 (0) {
  }
  ["route":protected]=>
  object(cRoute)#7 (4) {
    ["parts"]=>
    array(2) {
      [1]=>
      string(7) "history"
      [2]=>
      string(0) ""
    }
    ["gets"]=>
    NULL
    ["isMain"]=>
    bool(false)
    ["db"]=>
    NULL
  }
  ["section_id":protected]=>
  string(1) "9"
  ["db"]=>
  object(cDB)#3 (3) {
    ["queryDescriptor"]=>
    resource(50) of type (mysql result)
    ["descriptor"]=>
    resource(44) of type (mysql link)
    ["db"]=>
    NULL
  }
}
История / О Тольятти / Администрация городского округа Тольятти

например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

История

Отправить сообщение об ошибке
 

История Ставрополя-Тольятти по-своему вобрала в себя и отразила историю последних трех столетий жизни нашей страны. Ставрополь-на-Волге был основан в 1737 году по инициативе правительства Российской империи и лично императрицы Анны Иоанновны. По замыслу он и окружающие его земли должны были стать убежищем для калмыков–христиан, кочевавших в Нижнем Поволжье и подвергавшихся преследованиям со стороны своих соплеменников–буддистов. В обмен на покровительство и защиту крещеные калмыки должны были нести военную службу. Результатом этой сделки стало возникновение небольшой крепости в одном из красивейших мест Поволжья, напротив Жигулевских гор. Проект создания крепости курировали сподвижник Петра Великого В.И. Татищев и Л. Соймонов.

Первым комендантом крепости стал полковник А.И. Змеев. Ставрополь стал местом обитания калмыцкой знати, переведенной сюда правительницей крещеных калмыков Анной Тайшиной, женой калмыцкого зайсанга (владетельного князя) Петра Тайшина. Здесь же располагался центр калмыцкого казачьего войска. Кочевники–калмыки охраняли восточные границы России и участвовали в военных кампаниях в Прибалтике и Финляндии. Выдающейся страницей истории войска стало участие в Отечественной войне 1812 года. Встретив ее на западных рубежах страны, на реке Неман, ставропольский калмыцкий полк под командованием П. И. Диомидия сражался с французской армией до самого ее изгнания за пределы страны. Участвовал он и в заграничном походе, войдя в 1814 году в Париж. Однако потери в войне сильно ударили по боеспособности калмыков, и войско постепенно зачахло. Оно было расформировано в 1814 году, а калмыки переведены на восток. В городе остались в основном русские поселенцы. Ставрополь на долгое время превратился в мало примечательный провинциальный  городок.

Новый подъем города наступил в конце XIX века, в связи с бурным развитием туризма и курортного дела в России. Живописное место привлекло тысячи людей, путешествующих на пароходах по Волге, а целебный воздух сосновых лесов и местное производство кумыса позволили основать недалеко от города кумысолечебный курорт для больных туберкулезом. Зачинателем курортного дела в городе стал местный купец С.И. Борисов. Памятником этого времени стал санаторий «Лесное», работающий и в наше время. Дешевизна жизни и красоты природы привлекли в Ставрополь десятки художников, писателей, политических деятелей. В разное время город посещали художники С.И. Иванов, Е.И. Репин, В.И. Суриков, В.М. Ходасевич, А.М. Горький, В.И. Ленин, И. Арманд и многие другие.

Революционные потрясения начала XX века не обошли Ставрополь стороной. Еще в 1870-е гг. здесь начинали свою деятельность народники С. Перовская, С. Чубаров, И. Краснопёров. В начале нового столетия в городе появляется ячейка партии эсеров. Революцию 1917 года Ставрополь встретил внешне спокойно. Однако деятельность новой власти по национализации частной собственности и отъему продовольствия встретила решительное сопротивление горожан. В начале 1919 года Ставрополь стал центром Чапанного восстания – одного из крупнейших крестьянских движений времен Гражданской войны. Боевые действия и голод 1921–1922 гг. не пощадили города. Хозяйство его оказалось почти полностью разрушено. Курорт постепенно перестал действовать, а сам Ставрополь был на время «разжалован» советской властью в рядовое село. Он сохранился как районный центр для небольшой сельской округи и в этом качестве пережил коллективизацию в 1930-е гг. В годы Великой Отечественной войны ставропольцы внесли достойный вклад в победу над фашистами, храбро сражаясь на фронтах и самоотверженно трудясь в тылу. Мы по праву гордимся подвигами И.Д. Бузыцкова, Е.А. Никонова, А.И. Грачёва, А.В. Голоднова, Б.Н. Еряшева, В.П. Носова. В годы войны в Ставрополе был размещен крупный госпиталь и Военный институт иностранных языков Красной Армии.

Совершенно новый период в развитии города наступает с середины ХХ века. Провинциальный Ставрополь стремительно превращается в один из ведущих индустриальных центров Советского Союза. Это было связано с претворением в жизнь плана советского правительства по строительству крупнейшей в мире гидроэлектростанции на Волге. После восстановления народного хозяйства, серьезно пострадавшего в ходе Великой Отечественной войны, у страны нашлись достаточные силы для выполнения столь амбициозного плана. Создание Куйбышевской ГЭС им. В.И. Ленина пришлось на 1949–1958 годы. Задача возведения сложного объекта решалась в несколько этапов. На первом из них был выполнен комплекс работ по перекрытию Волги и насыпке плотины. Одновременно из зоны затопления на новое место пришлось переносить и сам Ставрополь, что было сделано в рекордно короткие сроки. Старый город оказался на дне рукотворного моря – Куйбышевского водохранилища. Начиналась история нового Ставрополя, связанная с именами легендарных руководителей Куйбышевгидростроя Н.В. Разина, Н.Ф. Семизорова, И.В. Комзина.

На втором этапе строительства ГЭС был возведен ее корпус и смонтировано оборудование. В то же время, строительные работы на этом не окончились. За 1950-е гг. на площадке возведения электростанции сложилась мощная индустриальная база генерального подрядчика строительства – Куйбышевгидростроя. Ему было поручено создание целого ряда промышленных объектов по обоим берегам Волги и, в первую очередь, по ле-вому берегу. Рядом с ГЭС предстояло возвести комплекс химических предприятий: завод синтетического каучука, заводы по производству фосфатных и азотных удобрений. Выбор площадки для них был предопределен потребностью сельского хозяйства Поволжья в новых видах минеральных удобрений, а для завода синтетического каучука в регионе имелись богатые запасы нефтехимического сырья, разведанные в 1940-е гг. Строительство заводов пришлось на конец 1950-1960-х гг. В дальнейшем, спустя 10 лет, к химическим предприятиям добавится Тольяттинский азотный завод – один из крупнейших мировых производителей азота. Огромный вклад в развитие химической промышленности внесли О.Г. Мурадьян, Н.В. Абрамов, И.А. Красюк, В.Н. Махлай.

Комплекс химических предприятий оказался удачно дополнен машиностроительными заводами: ртутных выпрямителей (в дальнейшем «Трансформатор») и цементного машиностроения («Волгоцеммаш»). В результате, уже в период создания новый промышленный центр ушел от узкой специализации на производстве химических полуфабрикатов. В отличие от многих других промышленных центров, появившихся в СССР в 1950-1980-ее гг., он никогда не был моногородом. Вместе со строительством заводов, рядом с перенесенным Ставрополем, по самым передовым на тот момент технологиям возводился современный город со всеми бытовыми удобствами и развитой сферой обслуживания. По традиции, существовавшей в Советском Союзе, в 1964 году он был назван в честь выдающегося руководителя коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. Так состоялось второе рождение Ставрополя, за два десятилетия преобразившегося из захолустного городка в передовой промышленный центр, место притяжения тысяч молодых строителей, рабочих, инженеров и ученых. Опыт, полученный при проектировании и строительстве Тольятти, в дальнейшем широко применялся при создании новых промышленных городов: Нижнекамска, Набережных Челнов, Тобольска, Братска и др.

Это было не последнее преображение города. В конце 1960-х гг. его машиностроительный комплекс получает новый значительный импульс в развитии: принимается решение о строительстве на площадке Тольятти крупнейшего в СССР завода по производству легковых автомобилей (в настоящее время – ОАО «АвтоВАЗ»). Возведение завода–гиганта, пришедшееся на 1970-е годы, удвоило промышленный потенциал города. Кол-лектив предприятия под руководством первого генерального директора В.Н. Полякова в кратчайшие сроки сумел наладить выпуск остродефицитной в то время продукции. Существенный выигрыш получила и вся страна. Легковой автомобиль перестал быть роскошью, уделом немногих приближенных к власти. Постепенно он стал превращаться в средство передвижения, доступное многим миллионам граждан страны советов. И в XXI веке автомобили Волжского автозавода остаются наиболее доступными для россиян из всего модельного ряда производителей, представленных в стране. По праву можно сказать, что строительство автомобильного завода привело к третьему рождению нашего города.

Но Тольятти не стоит на месте. Он стремительно развивается вместе со всей страной, стремясь, как и все предшествующие полвека, держать курс на развитие передовых индустриальных и бизнес технологий. Сегодня в дополнение к «традиционным» предприятиям городской экономики создаются принципиально новые, призванные перевести экономику на инновационные рельсы. В городе строятся один из крупнейших в стране промышленных технопарков, IT-парк «Жигулевская долина», принял первых резидентов городской бизнес–инкубатор. Курс на модернизацию городской экономики, ее открытость для внедрения лучших достижений науки и техники  дают уверенность в занятии городом достойного места среди других экономических центров страны, в новом рождении Тольятти в XXI веке.    

События и личности из фондов архива

Весь сайт

Деятельность