например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

Казанско-Богородичный храм в с. Верхнее Санчелеево

 


 

Казанско-Богородичный храм в с. Верхнее СанчелеевоСело Верхнее Санчелеево расположено в верховьях речки Соколкии и было основано в 1700 г. Поименовано оно было по уже существовавшему в низовьях речки Соколки селению Санчелееву (Нижнему Санчелееву). В основе названия сел личное имя (Санчелей) и указание на положение в разных частях (нижней и верхней) реки Соколки. Название речки представляет русскую трансформацию более раннего тюркского гидронима. Тюркское сок – «холод, холодный», сока – «овражек», сокалы – «овражный». В русском употреблении сокалы вполне могло стать Соколкой. Когда-то по теченью реки Соколки угрюмо шумели леса, и пришли сюда, из Пензы переселенцы, облюбовали удобные земли и разложили заимок. Разрасталось селение. Увеличивалась запашка. Все дальше и отступали леса. «Обезводилась Соколка. Пусто и голо стало вокруг. Ни кустика, ни деревца. Тесно жались дома к сухоречью.

Церковь с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Верхнее Санчелеево была открыта в 1861г. «тщанием прихожан, принадлежавших до этого приходу Нижне-Санчелеевской церкви в честь Михаила Архангела». Нового здания тогда строить не стали, а приспособили для нужд храма бывший молитвенный дом. Реформа 1861г. изменила повседневную жизнь сельчан. Возникла необходимость в открытии церковно-приходских школ и профессиональных училищ для обучения мальчиков грамоте и ремеслу. В с. Верхнее Санчелеево открылось мужское училище, а в 1906 г. - одноклассная смешанная церковно-приходская школа. Училище и школа при храме имели библиотеку. Село считалось зажиточным и большим, поэтому общество крестьян-собственников, по настоянию священника, озаботилось устройством каменного храма вместо старого деревянного и маловместительного. Сельское общество заключило договор с епархиальным архитектором Хилинским на составление проекта и сметы. 15 августа 1895 г. выбрали место под строительство. Оно было самым высоким и удобным. Сельчане определили источники финансирования строительства. Ими были признаны: общественные средства от сдачи земли в аренду, от продажи хлеба, выращенного на земле, которую общество выделило до окончания строительства церкви, окладные и подушные сборы, добровольные пожертвования. Строительство велось только летом. По окончании сезона попечительский совет отчитывался об истраченных средствах, а строительная комиссия во главе с главным строителем Степаном Логиновым Бурковым, мелекесским купцом II гильдии - о проделанной работе. Затем шла заготовка материалов и средств к следующему лету. 15 января 1905 г. на имя Константина, епископа Самарского и Ставропольского, поступил рапорт от священника Павла Гурьевича Помряскинского (1867-1937) и псаломщика Петра Андреева о том, что храм, заложенный 9 мая 1896 г., построен 4 июня 1904 г. Проект церкви составил самарский епархиальный архитектор Тадеуш Северинович Хилинский. Он же осуществлял и надзор за возведением церкви. «1896 года августа 8 дня. Я, нижеподписавшийся самарский епархиальный архитектор Хилинский, даю настоящую подписку в том, что принял на себя наблюдение с ответственностью в техническом отношении за правильность и прочность работ по постройке деревянной церкви в Верхнем Санчелеево», - сообщал он в строительное отделение Самарского губернского правления.

13 октября 1896 г. освятили место для постройки храма. Всего под него отвели 800 квадратных сажен. 2 июня 1897 г. была совершена закладка храма. Иконостас для будущего храма заказали у мастера Сибирякова, а написание икон – у иконописца Белоусова, настенная роспись была сделана А.Н. Головачевым.

На всех главах храма воздвигли кресты, в ноябре 1904 г. закончили кладку печей по типу московских. В иконостасной мастерской Белоусова в Самаре изготовили план иконостаса. На строительство израсходовали 51 тысяч рублей, в том числе 46 тысяч собрали попечители, а 5 тысяч рублей и на такую же сумму строительные материалы пожертвовал купец Степан Логинович Бурков. 11 июня 1905 самарский епископ Константин освятил новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В церемонии принимал участие благочинный I округа Ставропольского уезда Самарской епархии протоиерей Яков Филиппович Головцев. Первым священником в церковь был назначен служить Евсевий Самосадский, в 1864 г. его сменил Симеон Никаноров, в 1902-1906 в Казанско-Богородичной церкви Верхнего Санчелеева служил священник Леонид Вратский, который вел обширную противосектантскую деятельность. В 1907 г. в с. Верхнее Санчелеево Протоиерей Головцов был членом комитета по народной трезвости, законоучителем в ставропольской женской гимназии, возглавлял Ставропольский уездный попечительный о тюрьмах комитет, который совместно с земством расходовал на содержание арестного дома более 1,5 тысяч рублей в год. Яков Филиппович был главой Епархиального училищного совета.открылась смешанная церковно-приходская школа. В 1910 г. в ней обучались 74 мальчика и 40 девочек.

У храма в с. Верхнее Санчелеево были постоянные жертвователи, купцы села Верхнее Санчелеево, Афанасий Иванович Петров, Иван Осипович Денисов, Ларион Осипович Денисов, отдававшие на храм от полутора до 3 тысяч рублей ежегодно.

В 1922 г. при отделении церкви от государства из церкви с. Верхнее Санчелеево были изъято комиссией под председательством Прокопа Бакланова серебряная церковная утварь: дарохранительница, евангелие в серебряном окладе, ритуальные чаши, дискос, звездница, напрестольные кресты, лжицы, ковши, дароносица. Имущество храма было подробнейшим образом описано, под описью подписался председатель церковного совета Афанасий Петров. В документ включили однопрестольный иконостас, 223 иконы, купели, подсвечники, аналои, кресты, плащаницы, сосуды, евангелия, библиотека из 70 книг, дома священника, дьякона и псаломщика. Стоимость всего имущества составила 88 тысяч рублей. При закрытии храма в 1922 г. супруги Сатькины и Н. Артемкин Р. Яшаркина спасли несколько икон от сожжения, спрятав их у себя. А М. Осипова сохранила плащаницу. И.Т. Осипов сберег образ Казанской Божьей Матери. А когда открыли храм, Осиповы передали икону в церковь. Осенью 1932 г. храм был закрыт и отдан под зернохранилище. В 1932 г. в селах Верхнее и Нижнее Санчелеево, Мусорка, Хрящевка началось женское религиозное восстание. Перед арестом священника в Верхнем Санчелееве толпа женщин во главе с Варварой Прониной и Прасковьей Пожарской с палками и кирпичами в руках двинулась к сельсовету. Они разбили стекла в сельсовете, избили председателя сельсовета Вечканова, а затем отправились за советом к местному священнику. На следующее утро в село прибыл вооруженный отряд. Около 10 женщин было арестовано. В соседнем селе уполномоченный Ставропольского райисполкома, узнав, что верующие не могут уплатить страховки, заставил церковный совет принять решение об отказе от церкви. Этот же уполномоченный произвел изъятие колоколов. Собралось 150 женщин. Присутствовали крестьяне середняки-бедняки и обложенные налогом по ст.28. К вечеру разошлись, оставив караулы. 21 января по колокольному звону вновь собрались восставшие. Шли разговоры о хлебозаготовках, раскулачивании, коллективизации. Местные власти проводили разъяснительную работу и выявляли зачинщиков. Священника Александра Ефимовича Тихомирова сослали. Священника Павла Гурьевича Помряскинского арестовали в 1937 г. прямо в храме и увезли в Самару. Вскоре и его жена с детьми уехала туда. Он был расстрелян в Тобольске 14.10.1937 г. Настенные фрески с евангельскими сюжетами в храме погибли, потому что во время грозы в 1970 г. в один из куполов ударила молния и он был разрушен. Двадцать лет храм стоял без крыши. Поэтому дождем и снегом уникальная роспись была полностью уничтожена. В спасении церкви от разрушения немалую роль сыграл председатель колхоза «Правда» Николай Михайлович Макаров.

Н.Г. Лобанова,
начальник отдела учета, публикаций и использования документов архивного фонда РФ

Весь сайт

Деятельность