например: строительство дорог

При некорректном отображении информации на сайте необходимо руководствоваться следующими Правилами.

Из фондов архива

Образование трех районов г.Тольятти

 

В марте 2022 года исполняется полувековой юбилей районирования нашего города. 31 марта 1972 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ об образовании в городе Тольятти Автозаводского, Комсомольского и Центрального районов.

          Районирование города диктовалось объективной необходимостью улучшить качество управления стремительно растущим населенным пунктом. Экономика Тольятти со времени возведения Волжской гидроэлектростанции в 1950-е годы постоянно находилась на подъеме. Существующие условия и наличие мощной энергетической системы Волжской ГЭС определили профиль промышленного развития города, как крупного узла химической и электротехнической промышленности, машиностроения, промышленности строительных материалов и автомобилестроения. За первые два года девятой пятилетки развития народного хозяйства СССР (1971–1975 годы) промышленные предприятия Тольятти добились впечатляющих успехов. Основные производственные фонды за это время возросли в 2,4 раза, в основном за счет введения в строй второй и третьей очередей Волжского автозавода. Были введены в строй новые производственные мощности на заводах «Синтезкаучук», «Волгоцеммаш», азотно-туковом и химическом заводах. Темп роста промышленного производства за первые два года девятой пятилетки составил 243,2%, в то время как в восьмой пятилетке среднегодовой темп роста промышленного производства составлял 123,5%.

         Такие показатели промышленного роста, связанные в основном со строительством Волжского автомобильного завода, в следующие полвека останутся непревзойденными. Крупной вехой в развитии города стала сдача в 1972 году в эксплуатацию третьей очереди Волжского автозавода и выпуск пятисоттысячного автомобиля марки «Жигули». За достигнутые производственные показатели Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил Волжскому автомобильному и Куйбышевскому азотнотуковому заводам имя – пятидесятилетия СССР. За успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании в ознаменовании пятидесятилетия образования СССР ряд трудовых коллективов города был награжден Почетными грамотами ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и ВЦСПС.  

        Ввод мощностей Волжского автозавода изменил структуру производимой в Тольятти продукции: вес продукции машиностроения увеличился с 27,3% в 1970 году до 64,8% в 1972 году. Город стал одним из крупнейших центров машиностроения в Советском Союзе. В конце 1972 года в Тольятти действовало 26 крупных и средних промышленных предприятий, валовая продукция которых составила 1 млрд. 772 млн. рублей. 

        Вместе с заводами возводились жилые микрорайоны. Ко времени районирования общая площадь земель в пределах городской черты составила 21722 га, из них селитебной земли – 20000 га. Городской жилой фонд насчитывал 2774630 кв. метров общей площади, в том числе 1984902 кв. метров жилой площади.  В городе имелось три парка культуры и отдыха, 18 садов общего пользования, бульваров и скверов, площадью 373 га. Протяженность улиц Тольятти превысила 291 километр. С 1950-х годов и до середины 1970-х годов каждую пятилетку в Тольятти удваивалось число жителей. Ко времени выхода указа об образовании трех районов в городе насчитывалось уже 350 тысяч жителей – больше, чем во многих областных центрах.

          К началу 1970-х годов в структуре городских территорий выделились крупные комплексы жилой застройки, достаточные для образования городских районов. Они серьезно различались между собой по площади, численности населения и социально-экономическому профилю. 

          Центральный район исторически сложился в городе первым. Он располагался между лесными массивами с севера и юга, зоной отдыха с запада и промышленной зоной с востока. Центральный район являлся самым густонаселенным районом города. На 1972 год его население вплотную подошло к отметке в 200 тысяч человек. Район располагал 1697 тыс. кв. метров полезной площади. В Центральном районе находилось 246 различных предприятий, учреждений и организаций. Они производили продукцию на сумму 594,1 млн. руб. Преобладающими отраслями промышленности Центрального района выступали химия, нефтехимия и машиностроение.

         Из объектов социально-культурной сферы на территории Центрального района находились 18 школ, Тольяттинский политехнический институт, семь техникумов, шесть профтехучилищ, шесть школ рабочей молодежи, 57 детских дошкольных учреждений, семь больниц и девять культурно-просветительских учреждений – намного больше, чем в других районах города. В то же время, в Центральном районе недоставало предприятий торговли и детских дошкольных учреждений. Требовались большие работы по благоустройству района. К началу 1970-х гг. район уже был почти весь застроен. Свободных площадей, где можно вести строительство оставалось очень мало. В связи с этим обстоятельством, существенного увеличения его населения не предполагалось.    

         В южной части Тольятти, начиная от поселка Федоровка, расположился Комсомольский район. В него вошли поселки Федоровка, Шлюзовой, Жигулевское море, ВСО–1, 4, 5, поселок Комсомольский. В этом районе находились Хлебокомбинат, завод продовольственных товаров, Опытный завод ВНИИЦеммаш, троллейбусное управление и другие предприятия, расположенные восточнее улицы Новозаводской и завода «Волгоцеммаш». Всего в Комсомольском районе насчитывалось свыше 100 предприятий и учреждений, производивших валовую продукцию на сумму 155,3 млн. руб. Преобладающими отраслями промышленности в районе стали электротехническая и производство строительных материалов.

          Население района в начале 1970-х годов подошло к отметке в 60 тысяч человек. Здесь имелось 20 детских дошкольных учреждений, семь общеобразовательных школ, два интерната, спецшкола и три школы рабочей молодежи. В районе работали магазины на 263 рабочих места, 24 предприятия общественного питания, четыре больницы на 735 коек, четыре кинотеатра и клуба.

          Особенностью района на момент образования являлось его слабое благоустройство. Поселки, вошедшие в Комсомольский район, были разбросаны на расстоянии 10–15 километров. Почти все жилье района, общей площадью 530 тыс. кв. метров, составлял аварийный фонд – бараки и временные жилые постройки, оставшиеся со времени возведения гидроэлектростанции.

          Комсомольский район имел определенные перспективы развития. Предполагалось, что численность населения района со временем достигнет 120 тыс. человек, прежде всего, за счет поселка Комсомольский, где с начала 1970-х гг. началось строительство благоустроенного жилья. Предполагалось вводить в год до 20–25 тыс. кв. метров благоустроенного жилья. Новой застройке подвергнется и поселок Шлюзовой. В районе будут построены новые школы и поликлиники.

          Самым молодым и стремительно развивающимся районом Тольятти стал Автозаводский район, возводившийся около площадки Волжского автозавода. Границы этого района оказались четко образованы географически. В территорию района оказались включены новый жилой массив, площадка Волжского автозавода, территория промышленно-коммунальной зоны. На территории района располагалось 72 предприятия и учреждения, из них четыре промышленных предприятий, с объемом валовой продукции 999,1 млн. руб., 33 строительно-монтажные организации, два предприятия общественного питания с 47 столовыми на 25 тысяч посадочных мест. Преобладающей отраслью промышленности Автозаводского района, полностью определявшей его экономический профиль, стало автомобилестроение.

         К 1 января 1973 года в Автозаводском районе было построено 1586 тыс. кв. метров площади. В районе имелось восемь общеобразовательных школ, три школы рабочей молодежи, 12 детских дошкольных учреждений, одна поликлиника и кинотеатр. Население района на 1 апреля 1972 года составило 100 тысяч человек, в том числе 83,7 тыс. работающих. В строящемся районе уже имелось достаточно жилья и школ, но чувствовался серьезный недостаток остальных учреждений культуры и быта. Особенно плохо обстояло дело с наличием в районе магазинов и лечебных учреждений.

         С точки зрения дальнейшего развития Автозаводский район считался самым перспективным. Его население к середине 1970-х годов должно было составить 250 тыс. человек. Для расширения района предполагалось к концу пятилетки построить 450 тыс. кв. метров жилья, четыре квартальных и один районный торговый центры, спортивный магазин, столовые, детскую больницу, родильный дом, стадион, набережную и ряд других объектов. Большие работы предстояло выполнить по объектам промышленно-коммунальной зоны, где предполагалось сдать в эксплуатацию мясоперерабатывающий и молочный заводы, что должно было существенно улучшить снабжение тольяттинцев колбасными и молочными изделиями.

          Создание трех районов города позволяло более оперативно решать вопросы жизни города, быстрее осуществлять намеченные решения. Новые районные комитеты коммунистической партии и районные исполнительные комитеты советов депутатов трудящихся получили широкую и разнообразную программу по развитию подведомственных территорий. «Дел хватит для всех, особенно по улучшению торговли, культуры, быта, благоустройства… Все три наши района имеют хорошие перспективы дальнейшего развития», – констатировала городская газета «За коммунизм». Появление трех районов города с их социально-экономическими особенностями и неповторимым колоритом стало важным шагом становления современного Тольятти.    

          Документы выставки содержат сведения о социально-экономическом положении Тольятти в 1971–1972 году, накануне и во время районирования. В число документов выставки включена справка о численности населения Тольятти в 1971 году, сведения о состоянии жилого фонда города, экономическая характеристика Тольятти в 1972 году, сведения об итогах работы промышленности города в 1971–1972 годах, и другие документы, которые дают представление об уровне состоянии нашего города в период районирования.    

 

Янчарук Д. В., к.и.н., ведущий специалист Управления по делам архивов

администрации г.о. Тольятти

2022 г.

Весь сайт

Деятельность