Департамент общественной безопасности
Памятка педагогам
О пятиклассниках
Это период определяет, как человек будет реагировать на события своей жизни, принимать решения; какой круг общения он выберет; как будет относиться к себе и другим людям; как будет строить отношения с противоположным полом и коллегами; будет ли он успешным, научиться ли достигать желаемого; каковы будут его стремления и как он будет преодолевать трудности.
Главная задача педагогов, работающих с пятиклассниками – обеспечить преемственность при переходе из начальной школы в основную.
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», говорил В.В. Сухомлинский.
Преемственность в образовании – это:
- Связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), которые обеспечивают эффективное поступательное развитие ребенка.
- Взаимность, взаимная поддержка и непротиворечивая деятельность разных участников образовательно-воспитательного процесса.
- Использование результатов деятельности друг друга.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Реализация единой линии развития ребенка на разных этапах образования.
Основные потребности младших подростков:
Достойное положение к коллективе – стремление избежать изоляции, отсутствие адаптации к положению «худшего».
Верный друг.
Движение и проявление физической активности.
Творческое самовыражение и игра.
Умение отстаивать себя.
Расширение собственных границ.
Удовольствия.
Развитие и обучение через практику.
Внимание и поддержка.
Четкие правила.
Возрастные особенности младшего подростка
Из представленного перечня признаков младшего подросткового возраста выберите отличительные признаки современного пятиклассника. Обсудив в группе, обведите соответствующий номер. Дополните список своими вариантами признаков современного пятиклассника.
Цель: развитие способности анализировать личностные качества подростков.
Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе.
Трудно переживают неудачи.
Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского.
Отвращение к необоснованным запретам.
Восприимчивость к промахам учителей и родителей.
Ярко выраженная эмоциональность – грубость, плаксивость, частая смена настроения.
Требовательность к соответствию слов делу.
Повышенная утомляемость.
Проявляется абстрактность и критичность мышления.
Формируется способность рассуждать, строить гипотезы без использования конкретных предметов, вербально.
Характерно дихотомическое «черно-белое» мышление.
Начинает снижаться учебно-познавательная мотивация.
Увлекаются компьютерными играми, общением в социальных сетях.
Самоутверждаются с помощью гаджетов и «продвинутости» в ИКТ.
Склонны к групповому «заражению» - хотят делать то же, что сверстники.
Сохраняется внушаемость.
Трудности в воспитании и обучении
Многие трудности в воспитании и обучении связаны с неадекватными ожиданиями взрослых.
Не воспринимайте пятиклассников, как маленьких детей, которые готовы исполнить любое требование.
Не ожидайте от них запрограммированного поведения.
Не упрощайте внутренний мир ребенка – он намного сложнее, чем кажется.
Учтите, что они еще не умеют хорошо давать обратную связь, не знают, как ответить на несправедливость и критику.
Они еще только учатся объяснять, что обижает и задевает их, что мешает хорошо учиться и дружить со сверстниками.
Откажитесь от жесткого контроля, а также от попустительства.
Помощь в адаптации
Педагог помогает детям адаптироваться в среднем звене, помогая выполнить задачи предшествующего возрастного этапа, если они не были выполнены, а именно:
- планировать свою деятельность, т.е. уметь ее организовывать в соответствии с целью;
- контролировать, т.е. сопоставлять результаты своих действий с намеченной целью;
- находить различные свойства предметов, закономерности в окружающем мире и использовать их;
- слушать другого человека и выполнять требования;
- анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, объяснять понятия;
- вступать в контакт со сверстниками, общаться с ними;
- правильно реагировать на различные трудные ситуации;
- относиться к учебе как к очень важному делу;
- развивать речь;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию движений;
- развивать кругозор;
- развивать познавательную активность.
Чтобы сохранить хорошие отношения
Если педагог хочет сохранить хорошие отношения с подростком, важно:
- исключить нотации и длинные предложения в общении с ним;
- избегать чрезмерной критики, насмешек;
- предлагая что-либо сделать, предоставлять возможность ему самому выбрать время или способ;
- предъявлять аргументированные требования;
- отказаться от насилия;
- оказывать поддержку, выражать понимание, подбадривать.
Также важно формировать самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, толерантность.
Как реагировать на подростковые «колкости»
Осознайте свои чувства, связанные с подростком: часто это бывает растерянность и раздражение.
Прежде, чем их «сбросить» на «источник» негативных переживаний, скажите себе «Стоп» и попытайтесь понять, что кроется за негативным поведением подростка.
Помните, что подросток нуждается в вашем внимании и поддержке значительно больше, чем кажется на первый взгляд.
Что за этим стоит?
Подросток ведет себя вызывающе и «нарывается» на скандал – может быть, он испытывает напряжение, связанное с предстоящей контрольной. Постоянно «канючит» и ноет – нуждается во внимании. Вызывающе одевается – хочет быть заметной личностью. Агрессивно себя ведет – нуждается в помощи и признании. Отказывается выполнять задание – не уверен в своих знаниях и способностях.
Полезные фразы
Используйте полезные фразы в общении с подростком.
- Давай поговорим.
- Что ты думаешь об этом?
- Что ты собираешься с этим делать?
- Что будет, если ты это сделаешь?
- Мне интересно твое мнение.
- С тобой интересно общаться.
- Ты рассуждаешь, как взрослый, а легко ли это будет сделать?
- Спасибо, что ты мне доверяешь.
- Я сохраню твою тайну и ни с кем не буду это обсуждать.
Семья – естественная защитная среда для ребенка, но иногда школа – единственное место, где он чувствует себя хорошо.
Причины проблем детей, связанные со школой
Несоответствие методик и технологий обучения возможностям детей.
Нерациональная организация образовательного процесса.
Отсутствие системы работы.
Перенос личных проблем и настроения педагога на детей.
Втягивание детей в конфликты и проблемы.
Игнорирование индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Недостаточный профессиональный потенциал педагогов.
Неадекватный стиль педагогического взаимодействия.
Развитие толерантности
Поддерживайте у детей желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.
Поддерживайте у детей желание помогать тем, кто не столь благополучен и здоров, как они. Помогая другим, ребенок учиться быть сильным и заботливым.
Самостоятельность и ответственность
- Не вмешивайтесь в дела, которые учащиеся выполняют самостоятельно, если они не просят помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать им: «С вами все в порядке. Вы обязательно справитесь».
- Если какому-то ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
- возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
- попросите помочь компетентного одноклассника;
- по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте ему их выполнение.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебные дела, самоорганизацию детей и передавайте их им.
- Позволяйте учащимся встречаться с отрицательными последствиями своих действий или бездействий. Только тогда они будут становиться самостоятельными и «сознательными».
Информационно-методический журнал « Не будь зависим» 2019 №2 (81)